Власти Ростовской области могут получить «занозу», схожую с проблемой дольщиков, если не проявят твёрдость в решении проблемы самозастроя. Такое опасение было высказано накануне на заседании областного правительства, где обсуждались вопросы малоэтажного строительства в регионе.
По данным областного минстроя, только в Ростове-на-Дону с января 2009 года по октябрь 2012 года комиссией по пресечению самовольного строительства на территории города выявлено 264 капитальных объекта.
Возможность оформления документов по упрощённой схеме и отсутствие строительной экспертизы для домов малой этажности привели к тому, что люди, оформив права на строение высотой в два этажа, возводят четыре, пять этажей и делают дом многоквартирным. При этом возможности коммуникаций на участке, где построен дом, не предназначены для такого количества жильцов.
— 98 из 264 объектов — многоквартирные жилые дома, обладающие признаками самовольного строительства, — отметил выступивший с докладом замминистра строительства, архитектуры и территориального развития области Николай Безуглов. — Направленные в суды иски вынесли решения о сносе 22 объектов, 45 исков в настоящее время находятся в процессе рассмотрения.
— Спасибо, но мы не это хотели услышать, — прервал выступающего замгубернатора Александр Гребенщиков. — Если в донской столице работает комиссия по самозастрою, то в Волгодонске, к примеру, такой комиссии нет, но это не означает, что там нет самовольного строительства. Ростовская область не исключение: проблема с самозастроем только начинает набирать обороты по стране. Если не предупреждать ситуацию, мы можем получить вторую волну обманутых дольщиков. Дома строятся, квартиры в них продаются. Потом люди идут в суд, чтобы установить свои права на жильё, возникает конфликт, социальная напряжённость, — обрисовал перспективы Гребенщиков.
Николай Безуглов признал, что предупреждать бы рады, но законодательная база отсутствует.
— На сегодняшний момент ни одним документом не закреплено, чтобы надзорные службы могли сличать в ходе строительства, какой дом выходит — многоквартирный или всё-таки индивидуальный. Они не имеют права заходить на участок и вынуждены наблюдать со стороны. И только после того, как возникает понимание, что там есть несколько подъездов, Стройнадзор может вмешаться. Но уже бывает поздно, — признал Безуглов.
— А что в таком случае делают муниципальные власти? Они что, не в курсе, кто и что будет строить? Я этому не поверю. Вот начали сносить дом в Ростове, так это обойдётся в 3 миллиона рублей. А шума сколько! — заявил зампред Законодательного собрания области Юрий Зерщиков.
Депутата поддержал министр транспорта области Дживан Вартанян:
— Пока у нас не было прецедентов, чтобы строители судились с властью или мы с ними. И пока это будет продолжаться, можно считать, что мы ничего не делаем. И мы будем спокойно наблюдать, как проспекты 40-летия Победы и Шолохова превращаются в стоянки. Застройщики строят не просто многоквартирные дома, а целые торговые комплексы с жилыми квартирами в них.
В итоге было решено бороться с самозастроем не только репрессивными и надзорными методами, но и созданием условий для того, чтобы жители области были заинтересованы строить свои жилища собственными силами. Для этого от власти потребуется провести всю подготовительную работу.
— В ближайшее время предполагается завершить отбор наиболее перспективных территорий под комплексную жилую малоэтажную застройку, обеспечить градостроительной документацией и реализацией прав на застройку через проведение аукционов. При этом строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктур предполагается организовать с привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования программы «Жилище», — поведал Николай Безуглов.
По словам замминистра, до конца года должна быть закончена паспортизация земель.
Примечательно, что доля малоэтажного строительства на Дону из года в год остаётся неизменной — около 70% от площади вводимого в области жилья. А результаты мониторинга показывают, что 50% ростовчан хотели бы жить в собственных домах.
Поделиться: