Потерпевший по «делу Зиринова» неоднократно становился участником криминальных скандалов

Суд обязал кошевого атамана снести незаконные строения

Кошевой атаман из Анапы Николай Нестеренко

В понедельник, 11 августа, в Северо-Кавказском военном окружном суде состоится отбор присяжных заседателей для участия в слушаниях по «делу Зиринова». Напомним, что на скамье подсудимых находятся сразу шесть человек, которых обвиняют по нескольким статьям УК РФ, в том числе в покушении на кошевого атамана из Анапы Николая Нестеренко. Однако фигуранты резонансного дела свою вину не признают.

Следствие сосредоточено на обвиняемых и ничего не сообщает о личности потерпевшего. Donnews.ru решил восполнить этот пробел, тем более что казачий атаман — фигура прелюбопытнейшая.

Начнём коротенько с биографии. Будущий кошевой атаман появился на свет в 1949 году в Анапе. Как и почти все сверстники, Коля ходил в детский садик, был октябрёнком, пионером и комсомольцем. После школы он поступил на истфак Кубанского госуниверситета, а затем устроился в Анапский краеведческий музей.

В музее Нестеренко развил бурную деятельность: молодой, энергичный историк, не щадя живота своего, исследовал местные окрестности в поисках захоронений. Однако помимо усыпальниц древних греков научному работнику очень часто попадалось и оружие времён Великой Отечественной войны. Тогда же, говорят, возникла взаимовыгодная дружба музейного работника и так называемых «черных копателей». Каким-то удивительным образом о местах находок военных раритетов оперативно становилось известно новым друзьям Нестеренко.

В музее Нестеренко проработал аккурат до распада Советского Союза, а потом решил со своими знакомцами податься в казачество. Возрождать духовные скрепы и традиции Николай Дмитриевич сотоварищи начал на коммерческой основе, открыв казачий рынок, который сейчас называется ООО «На Крепостной». Спустя некоторое время надзорные и проверяющие органы потребовали официального оформления рынка.

В качестве директора торгового предприятия Нестеренко, будучи заместителем атамана Анапы, скромно предложил себя. Своим коллегам он пообещал большую часть прибыли направлять в местное казачье общество.

Шло время, рынок развивался, но проку казачьему обществу от этого особо не ощущалось.

Тогдашний атаман Анапы Александр Матёркин стал задавать своему заместителю прямо таки неприличные вопросы: где деньги? Атаман топал ногами, размахивал нагайкой, говорил обидные слова, и в конце концов пообещал собрать казачий круг, чтобы спросить строго с Нестеренко.

Однако ж круг не состоялся потому что анапского атамана Матёркина задержали сотрудники ФСБ по ЮФО по подозрению в хранении оружия и боеприпасов. Бдительные контрразведчики обнаружили у него 15 килограммов тротила, 2 мины, 8 гранат и 6 пакетов с боеприпасами. Атаман получил срок, а выйдя из мест заключения, о казачестве и не вспоминал. Вопрос, кто таки сдал атамана, остаётся открытым.

Правда, местные «аксакалы» почему-то в этой связи упоминают фамилию Нестеренко, помня о его контактах с КГБ в бытность работником краеведческом музее. Тогда «чёрных копателей» сотрудникам «конторы глубокого бурения» тоже кто-то регулярно сдавал...

Однако же сотрудничество с КГБ (ФСК, ФСБ) не гарантировало Нестеренко «близорукость» правоохранительных органов. Кошевой атаман неоднократно становился участником криминальных скандалов. Так, по сообщению СМИ, в книге учёта сообщений о преступлениях (КУСП) с 1997 года по настоящее время Нестеренко упоминается несколько десятков раз. Тут вам полный джентльменский набор: «вымогательство», «самоуправство», «хулиганство», «фальсификация документов»...

Самая маленькая шалость, которая значится в журнале, — в ряде рекреационных зон Анапы так называемые «казачьи патрули» Нестеренко установили шлагбаумы и занимаются поборами с отдыхающих автовладельцев. Есть записи о вымогательстве 1,8 млн рублей у гражданина Алексеева, о поджоге здания агрофирмы в посёлке Сукко (ущерб составил почти 200 тысяч рублей), о получении денежных сумм, поступающих в виде добровольных взносов в Анапское казачье общество, о предоставлении подложных документов в суд, о побоях, разбойных нападениях...

Кто-то возразит: записи в КУПСе — не приговор суда, которым определяется, виновен человек или нет. Но тогда резонный вопрос: где десятки клеветников, оболгавших честного казака, почему они не получили по заслугам?

Впрочем, порой дело доходило до суда. Так, летом 2014 года администрация Анапы с участием межрайонной прокуратуры провела проверку земельного участка, расположенного близ курортного посёлка Малый Утриш, где располагался так называемый казачий «экологический пост». На территории находились 20 домиков, которые сдавались внаём. Выяснилось, что земельный участок площадью около двух гектаров, расположенный в водоохранной зоне и на территории государственного заказника «Большой Утриш» (особо охраняемой территории регионального значения) был самовольно захвачен, обнесён забором с колючей проволокой. На одном из зданий внутри огороженного участка была укреплена табличка «Лечебно-оздоровительный комплекс Анапского городского казачьего общества». Вскоре выяснилось, что незаконным захватом федеральной земли руководил Николай Нестеренко.

Спустя пару месяцев прокуратура Анапы подготовила материалы для судебного процесса, ответчиком в котором среди прочих фигурантов выступал кошевой атаман. По показаниям свидетелей, заказчиком стройматериалов и руководителем незаконных строительных работ в заказнике выступал Нестеренко, и он же распоряжался деньгами. Последнее предложение — это цитата из официального сообщения прокуратуры.

Суд удовлетворил исковые требования прокуратуры, обязав Нестеренко устранить допущенные нарушения природоохранного и градостроительного законодательства и все капитальные строение демонтировать. Нестеренко подал апелляцию, но она не была удовлетворена (копия решения есть в редакции). Снос строений начался с демонтажа забора. 

За свои неполные 66 лет Николай Дмитриевич Нестеренко, учитывая его манеру общения с окружающими, говорят, нажил себе большое количество недоброжелателей.

И когда на кошевого атамана в феврале 2013 года было совершено нападение, многих это не удивило. Широк оказался и круг подозреваемых. Но выбор пал на анапского бизнесмена Сергея Зиринова и его знакомых.

Зиринов оказался «удачной целью»: депутат краевого собрания, богатый, успешный предприниматель, владелец и совладелец большого числа предприятий и недвижимости. Посадив такого бизнесмена, можно неплохо поживиться. Главное — найти жертву и подходящего надёжного свидетеля, который не «даст заднюю», если следствие начнёт пробуксовывать.

Примечательная деталь: когда после нападения на Николая Нестеренко и гибели его водителя Виктора Жука по городу стали распространять слухи о причастности к преступлению Сергея Зиринова, бизнесмен пришёл в штаб казаков к старейшинам и попросил их представить доказательства, если таковые имеются... В ответ прозвучало: Сергей, не беспокойся, мы на тебя не подумали. А позднее на похоронах погибшего водителя, говорят, один из казаков бросил: «Жаль Витю Жука, чужую пулю он поймал, не свою, заслужил-то её Нестер...».

Поделиться: