В тот момент, когда в Киеве формировалось новое правительство, генеральный консул Украины в Ростове-на-Дону Виталий Москаленко поделился с редактором donnews.ru Мариной Поюровой своим видением политической ситуации на Украине. Как выяснилось, сын Виталия Анатольевича Тарас — «известный майданист». «Я ему запрещал выходить на Майдан и страшно переживал, но разве что-то запретишь 30-летнему?» — говорит дипломат.
Позиция Виталия Москаленко весьма жёсткая, и его пришлось предупредить, что комментарии к интервью будут нелицеприятными. «Я знаю, — согласился собеседник. — Фашист и бандеровец — самое мягкое, что обо мне скажут».
— Виталий Анатольевич, как лично вы расцениваете события, произошедшие на Украине?
— Революция!
— Революции бывают разные...
— Демократическая революция, буржуазная, если хотите. Были массовые выступления против правящего режима в результате 4-летнего правления Януковича и его ближайшего окружения. В стране возник глубочайший политический и экономический кризис, который был связан, прежде всего, с невиданными масштабами воровства государственной собственности и коррупции в стране. То есть стали воровать столько, что народ уже не выдержал. Задавили средний бизнес, задавили малый бизнес и взялись за крупный бизнес. Уже не было возможности терпеть это дальше.
— А памятники Ленину какое имеют отношение к воровству Януковича? И как это увязывается с демократической революцией?
— Воровские коррупционные схемы изобрели задолго до Януковича и его команды. Их основа была заложена ещё во времена Советского Союза и усовершенствована властями предержащими за годы украинской независимости. И всё это — наследие того, что строил Ленин.
— Вы поддерживаете свержение памятников?
— Это нужно делать не так. Я понимаю: революция, эмоции... Надо было просто демонтировать их и без ажиотажа свезти в одно место. Скажем, один памятник в Киеве я бы вообще оставил. Он представлял уже определённую эстетическую ценность. В других же странах тоже есть памятники тиранам и кому угодно...
— Как вы относитесь к тому, что одним из первых решений новой власти были поправки к закону, касающиеся русского языка?
— Я считаю это одной из ошибок новой власти. Русский язык в Украине никогда не был преследуемым или таким, чтобы ему требовалась защита. Я знаю, что больше половины Украины говорит по-русски. Все города — русскоязычные, за исключением Западной Украины. Никто не запрещал русский язык! Наоборот, в течение всей истории Украины украинский язык запрещался. Я вам могу назвать порядка пятнадцати законов о запрете украинского языка, начиная с уваровского указа царского правительства.
— Причём здесь царское правительство?
— То же самое касалось и советского правительства. Вы знаете, что в последние годы советской Украины учителя русского языка в школах получали зарплату на 25% больше, чем учителя украинского?
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что это было сделано не ко времени. Это большая ошибка.
— С вами уже связывалась «новая власть», поступали ли какие-то распоряжения?
— В нашей работе ничего не изменилось. И что может измениться? Мы действуем в соответствии с официальным курсом и предыдущего руководства, и нынешнего, который базируется на основополагающем договоре о дружбе и сотрудничестве между двумя странами, в котором Россия является стратегическим партнёром Украины со всеми вытекающими отсюда последствиями.
— Как дальше будут развиваться события на Украине, есть ли опасность гражданской войны?
— Я не вижу опасности гражданской войны, если не будет вмешательства извне. Если никто не будет вмешиваться, будет нормальное правительство, через три месяца пройдут выборы президента. В Раде есть конституционное большинство, куда входят в том числе и голосующие депутаты от Партии регионов.
— У новой власти пока много лидеров. Кто из них вам ближе?
— Мне ближе Порошенко. Яценюк тоже...
— Как вы думаете, кто станет следующим президентом Украины?
— Думаю, один из четырёх: Порошенко, Кличко, Юлия Тимошенко или Тигипко от Партии регионов. Тигипко поддержат восточные территории, несмотря на то, что наше уважаемое правительство во главе с Виктором Фёдоровичем так уже всех ободрало, что казна пуста. Не знаю, чем сейчас пенсии и зарплаты платить.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас Россия спасает жизнь Януковича?
— А как к Бакиеву относились и ко всяким беглым руководителям из Средней Азии? Я считаю, что это делается из чисто гуманитарных соображений.
— Активно обсуждается тема вмешательства России в дела Украины. Что сейчас происходит?
— Вчера (26 февраля. — Прим. авт.) на ОРТ я смотрел ток-шоу Петра Толстого, на которое он пригласил нашего посла Владимира Ельченко и задал ему примерно тот же вопрос. Он сказал, что конечно, Россия серьёзно влияет на Украину (это я так, помягче сказать...) ещё со времён поездки Януковича в Вильнюс, где устами господина Глазьева и ряда других было резко заявлено, что Украина не должна идти в Европу, что тогда страну ожидает коллапс и смерть. Это не вмешательство?
Посмотрите все российские каналы. Там не только неправдивая информация, а просто подтасовки. Посмотрите Киселёва, Леонтьева, Мамонтова. Это же кошмар какой-то!
— Что больше всего вас раздражает в освещении украинских событий на российских каналах?
— Раздражает не патерналистское отношение к Украине, а такое, как будто мы недоумки. Как будто Россия знает, что нам делать, а украинцы — люди немного иного сорта... Меня это оскорбляет.
— А какая позиция России по отношению к Украине была бы грамотной, на ваш взгляд?
— Украину нужно воспринимать как отдельное независимое государство, где живут украинцы, русские, евреи, поляки, татары и т. д., которые формируют украинскую политическую нацию, являющуюся самостоятельным субъектом международной политики.
Если придёт это понимание, то всё станет на свои места.
— Увеличилось ли с момента начала политического кризиса на Украине число украинцев, желающих перебраться на постоянное место жительства в Россию?
— Сразу отвечаю — нет. К нам регулярно обращаются граждане Украины, желающие получить российское гражданство и граждане России за украинским гражданством. Надо сказать откровенно, что больше, конечно, тех, кто хочет получить российское гражданство. Соотношение приблизительно 1:3. И за последние месяцы ничего не изменилось.
— Вчера в Каменский район приехали казаки из Луганской области, чтобы договориться о возможности переезда в Ростовскую область в случае обострения ситуации...
— Я не знаю, чего они опасаются. Вы можете мне объяснить?
{{voter}}
— Они боятся гражданской войны, стрельбы.
— Зачем стрельба? В Киеве уже постреляли 86 человек, 16 милиционеров, беркутовцев и 70 митингующих. Война никому не нужна.