Просить, требовать, умолять: есть ли смысл создавать петиции в интернете?

Donnews.ru выяснил, чего ростовчане хотят от власти чаще всего

Создание петиций в ответ на действие или бездействие властей стало особенно популярным в Ростовской области. Так, на днях на сервисе «Активный ростовчанин» появилось требование всё-таки запретить строительство высотки на площади Ленина. Местные власти уже запрещали строительство, но недавно суд признал этот запрет незаконным.

Но насколько подобные петиции действенны? Как власти на них реагируют? Есть ли реальная польза от них?

На каких платформах чаще всего появляются петиции?

Площадок для создания петиций несколько. Чаще всего ростовчане используют сайт Change.org и сервис «Активный ростовчанин» на сайте администрации города.

Наиболее популярные темы для петиций на платформе для гражданских инициатив Change.org — борьба за права животных, здоровье и здравоохранение, права человека, охрана окружающей среды и образование.

Подписывали эти петиции, как правило, от 700 до 2300 человек — совсем немного для миллионного города.

Более локальный, но вместе с тем более острый по характеру заявляемых проблем, — сервис «Активный ростовчанин». В теории он должен работать так: житель Ростова выдвигает какую-либо инициативу или идею, если она набирает 500 голосов, её рассматривает власть и решает проблему. Но в реальности всё по-другому.

Начальник управления по информационной политике и взаимодействию со СМИ администрации города Мария Давыдова подчёркивает, что сама по себе петиция «не плюс и не минус», а, скорее, возможность заявить о какой-либо проблеме. Сервис создавался в противовес Change.org, который больше рассчитан на протест. По её словам, «Активный ростовчанин» продолжают совершенствовать — планируют увеличить порог для голосования до 1500 и создать экспертный совет с депутатами и членами Общественной палаты.

О чём чаще всего просят жители?

По подсчётам donnews.ru, всего в прошлом году на «Активном ростовчанине» появилось около 340 инициатив. Из них 65% касались проблем транспорта и дорог, 4% — ЖКХ, 6% — экологии, 3% — образования и науки (сюда же входят строительство и ремонт школ и детсадов, стадионов в школах), 1,2% — здравоохранения и почти 10% — других проблем, которые не попадают ни в одну из перечисленных категорий. К примеру, ростовчане просили назвать или переименовать улицу, запретить выгул собак в общественных местах, построить тротуар, убрать рекламный щит, облагородить сквер, запретить уничтожение деревьев и т. д.

Если анализировать самые популярные петиции, касающиеся транспорта и дорог, то в прошлом году горожане настаивали на продлении маршрутов, установлении светофоров и знаков, наказании водителей общественного транспорта за нарушение ПДД, устранении пробок на конкретных участках, асфальтировании дорог, просили убрать или перенести остановку, реорганизовать движение, увеличить количество автобусов, изменить развязки на кольце или транспортном узле, расширить участок дороги и даже построить фуникулёр для спуска к Дону.

Гораздо меньше петиций создали на сайте Change.org. В прошлом году самые интересные из них касались отмены повышения цен на проезд в общественном транспорте в Ростове, отставки главы администрации Виталия Кушнарёва и прокурора Шахт Евгения Петренко, остановки вырубки деревьев в парке Островского, сохранения маршрутки № 59, отмены платы за проезд по М4 «Дон», спасения бездомных животных от гибели, завершения строительства домов в ЖК «Европейский», разрушения архитектурного памятника в Таганроге и т. д.

Как власть изучает петиции?

Начальник управления информационной политики правительства Ростовской области Сергей Тюрин говорит о том, что петиции, размещённые на том же Change.org (или на других сайтах), по электронной почте поступают в адрес правительства Ростовской области.

— И управление по работе с обращениями граждан расписывает, к какому подведомственному органу обращена эта петиция, — поясняет он.

Помимо прямых петиций, в управлении изучают и всю интернет-среду и СМИ. Василию Голубеву ежедневно докладывают о критических публикациях. И он уже даёт поручение членам правительства.

— Ни одна подобная инициатива не остаётся без внимания, — подчёркивает Сергей Тюрин.

О том, что мониторинг инициатив и петиций идёт системно и ежедневно, говорит и Мария Давыдова.

— Когда мы видим, что инициатива набирает 500 голосов, мы просим обратить внимание на эту проблему замглавы администрации. Если он отвечает, что заявленная тема представляет серьёзный интерес и гражданин предлагает правильное направление работы, но решить её быстро не получится, мы обязательно даём разъяснение, — говорит она.

Реализованных инициатив — ноль!

Итак, в числе реализованных инициатив за всё время работы сервиса «Активный ростовчанин» — ноль.

В числе рассмотренных в прошлом году значатся 13 инициатив. Из них почти 70% касаются дорожного и пешеходного движения, организации и качества работы общественного транспорта. Остальные — благоустройства и строительства.

К примеру, ростовчанка попросила построить дополнительный автовыезд из Суворовского в город. В ответ сообщается, что департамент автодорог Ростова приступил к корректировке проекта по строительству дороги, которая продолжает Орбитальную (Космический — Особенная). Но дело в том, что эта информация о продолжении улицы озвучивалась задолго до появления петиции.

Или, скажем, петиция об установке светофора на перекрёстке Жукова/Ерёменко. Она появилась после очередной аварии на этом участке. В администрации ответили, что устройство светофора предусмотрено в рамках подпрограммы. Пакет документов для включения его в федеральную программу направлен в департамент координации строительства. Пока же жители Левенцовки сообщили, что светофор установили на другом перекрёстке. «А на нашем как гоняли, так и гоняют», — написала местная жительница.

Показательно, как была рассмотрена инициатива о строительстве школы на Вертолётном поле. Власти сообщают, что аж в 2020 (!) году планируется приступить к проектированию (!) школьного комплекса на 1100 учащихся. Когда же школу всё-таки построят, неизвестно.

Немного непонятно, почему посчитали «рассмотренной» инициативу о налаживании водного транспортного сообщения Ростов — Таганрог — Керчь. Ведь, согласно ответу, «организация водного сообщения между субъектами РФ не входит в компетенцию органов местного самоуправления».

Подытоживая рассмотрение всех 13 петиций, приходится признать, что власти не решают проблему, а только информируют, когда она будет решена. Причём зачастую эта информация не нова для ростовчан.

Что меняется после петиций?

В Шахтах по-прежнему работает прокурор Евгений Петренко. Маршрутки № 59 так и не вернули на линию. Проезд в Ростове также стоит 24 рублей (при наличной оплате), дорога от Суворовского так и не расширена, Виталий Кушнарёв продолжает руководить администрацией города, а участок по трассе М4 «Дон» всё-таки стал платным.

Бурное обсуждение ещё в 2016 году вызвала инициатива о запрете движения машин по трамвайным путям на Горького. За неё проголосовали более 85% ростовчан. Сообщалось, что чиновники соберут комиссию и рассмотрят дальнейшие пути претворения этой инициативы в жизнь. Спустя полтора года машины продолжают ездить по трамвайным путям. Главный затык — в налаживании системы платных парковок. Но это уже отдельная боль города.

Подведём итог. В ответ на половину петиций власть сообщает уже известную информацию. В ответ на вторую половину — заверяет в том, что инициатива очень важна и интересна и когда-нибудь претворится в жизнь.

Проблема подобных сервисов ещё и в том, что жители, которые пишут петиции, бывают незнакомы с планами администрации. И часто предлагают то, что уже было обнародовано.

Получается, что в большинстве своём подобные сервисы играют всего лишь роль свистков, через которые население выпускает пар недовольства.

На правах рекламы:

Нет компании на вечер? Мобильная и Веб версии игры нарды онлайн - это удобный интерфейс, общительные соперники и увлекательные командные турниры. Попробуйте сейчас, пробная игра без регистрации!

Поделиться: