На Северо-Кавказской магистрали есть традиция: накануне 9 Мая представители дороги обязательно возлагают цветы не только к крупным мемориалам Ростова, но и к памятной доске, находящейся на одном из домов в начале Большой Садовой.
На доске написано: «На этом месте 20 ноября 1941 года во время обороны Ростова-на-Дону при исполнении служебных обязанностей погиб начальник Азово-Черноморской железной дороги Алексей Игнатьевич Нецветай».
На момент гибели молодому начальнику прифронтовой железной дороги было всего 33 года. Несмотря на возраст, Алексей Нецветай к началу войны был уже опытным руководителем, на должность его назначили в 1938 году. За три довоенных года дорога добилась высоких показателей. К примеру, в 1939 году по магистрали было проведено 800 тяжеловесных поездов и дополнительно перевезено 250 тысяч тонн груза. За эти достижения Алексей Нецветай, как и ряд других сотрудников дороги, получил государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.
Утром 22 июня 1941 года магистраль еще жила мирной жизнью. Дорожная газета рапортовала о досрочном выполнении плановых показателей. Но всё быстро изменилось. Железная дорога начала перестраиваться на военные рельсы.
В сентябре началась эвакуация промышленных и железнодорожных предприятий. Одновременно нужно было организовать подвод к линии фронта воинских эшелонов. Разработка графика движения осуществлялась при непосредственном участии начальника дороги. Поэтому буквально до последних дней Нецветай оставался в Ростове, на рабочем месте.
Фашисты вошли в Ростов в ноябре 1941 года. Первым советскую оборону прорвал разведбатальон дивизии СС «Лейб-штандарт Адольф Гитлер». Но тогда ростовчане ещё не поняли, что враг в городе: немцы были одеты в красноармейскую форму. Они беспрепятственно вошли на территорию станции Ростов-Главный, забитую эшелонами с ранеными и эвакуирующимися.
«Сейчас стою в простенке между окнами, а вокруг свистят пули, — сообщал по телефону в управление Азово-Черноморской дороги начальник станции Ростов Дёмин. — Стреляют в нас люди, одетые в форму бойцов Красной армии. Они обливают керосином вагоны и поджигают их».
После такого сообщения начальник дороги срочно выехал на станцию. Но добраться до места не смог. На перекрестке Большой Садовой и Доломановского его служебный ЗИС-101 остановили диверсанты, переодетые в советскую форму. Выходя из авто навстречу солдатам, начальник Азово-Черноморской дороги Алексей Нецветай не знал, что уже через несколько минут его не будет в живых.
Он бросился к лжекрасноармейцам, пытаясь объяснить, что торопится на вокзал руководить эвакуацией мирных жителей. Полез в карман за удостоверением, распахнул пальто, и немцы увидели на груди мужчины орден Красного Знамени. Для эсэсовцев русский в лимузине и с орденом на груди был врагом, подлежащим уничтожению. Убили Нецветая на месте. Через несколько дней — после полной оккупации города — его судьбу разделили тысячи других ростовчан. А ещё через неделю после захвата Ростова — 29 ноября — захватчиков выбили из города, что стало первым крупным поражением Германии с начала войны.
После гибели Алексея Нецветая железную дорогу возглавил не менее яркий руководитель — Дмитрий Калабухов. Он родился в городе Зверево в многодетной семье и с 14 лет начал трудиться самостоятельно. На железной дороге он прошёл путь от помощника слесаря до начальника станции, а потом и начальника дороги. После первого освобождения Ростова под руководством Дмитрия Калабухова в короткий срок были восстановлены разрушенные участки и мост через Дон, а к середине июля 1943 года были выполнены восстановительные работы первой очереди железной дороги и Северного Кавказа.
Дмитрий Калабухов не только восстанавливал, но и развивал дорогу. При нём был сдан в эксплуатацию участок Кизитеринка — Батайск в обход Ростовского узла. Всего за 6 месяцев была построена 300-километровая прифронтовая магистраль Кизляр — Астрахань, что дало возможность обеспечить подвоз стратегически важных грузов для битвы под Сталинградом. В 1944 году была создана новая железнодорожная линия Крымская — Тамань — Кавказ, обеспечившая подвоз воинских грузов к Керченскому проливу.
После войны Дмитрий Калабухов получил назначение на Южно-Уральскую дорогу, которую через несколько лет возглавил. В Ростовской области несколько лет назад память о нём увековечили в родном городе Зверево. Мемориальная доска установлена на здании вокзала.
Поделиться: