Ростов готов «помахать лещом», чтобы заманить бизнес-туристов

В городе предложили создать конгрессный кластер

Гостям предложат совместить бизнес и отдых, фото kazan-gosti.ru

Ростовчане довольно амбициозны, и если уж ставят перед собой цели, то не мелочатся. Ростов в последнее время начал примерять на себя звание центра эногастрономического туризма юга России, призадумался и о звании фэшн-столицы ЮФО. Новая амбициозная цель — занять одну из лидирующих позиций в MICE-индустрии. Журналист donnews.ru попытался разобраться, что это за индустрия и как её планируется развивать.

MICE — область делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. Понятие MICE образуют четыре базовых направления: meetings — корпоративные встречи, презентации, переговоры; incentives — поощрительные или мотивационные туры и программы, тимбилдинги, корпоративные праздники; conferences — конференции, конгрессы, съезды, форумы, семинары; exhibitions — выставки, имиджевые мероприятия (фестивали, благотворительные концерты), pr-события и пресс-туры. Развитие MICE-индустрии обсудили эксперты и разработчики концепции продвижения туристского бренда Ростова.

Кто готовит предложения по развитию делового туризма в Ростове?

Разработка предложений по развитию бизнес-туризма в Ростове — составляющая проекта по продвижению туристского бренда города. Разработкой стратегии продвижения занимается ООО «Город-Парк» — агентство по развитию и продвижению коммерческих и социальных проектов в сфере туризма, гастрономии и городской среды, возглавляемое Алексеем Матвиенко. Компания в конце июля текущего года выиграла конкурс, заказчиком выступал департамент экономики Ростова, а сумма контракта составила 2,3 млн рублей.Курирует проект сам Матвиенко, а консультантом выступает Елена Ищенко, директор объединения консультантов «Бизнес-лайт».

Логотип и слоган Ростова ранее были разработаны фирмой «Бренд хаус». Их представили 25 ноября 2015 года на координационном совете по развитию туристических ресурсов при администрации города. Визуально итоговый вариант логотипа, выбранный после нескольких месяцев обсуждения, включает в себя надпись «Ростов-на-Дону» на фоне панорамы города, открывающейся со стороны Левбердона. Между панорамой и логотипом помещён слоган «Жизнь течёт рекой». Река, разумеется, Дон. О логотипе, кстати, одобрительно отозвался известный дизайнер Артемий Лебедев, который обычно склонен критиковать работы коллег.

К обсуждению развитию туризма в Ростове «Город-Парк» привлёк руководителей отелей, служб кейтеринга, руководителей информационных туристских центров, туристических компаний, pr-специалистов.

Каково состояние делового туризма сегодня?

Ёмкость российского рынка делового туризма сегодня — $ 21 млрд. 60% из них приходится на долю Москвы, 20% — Питера, а остальные 20% — на 15 крупнейших городов России.

По оценкам «Города-Парка», объём рынка бизнес-туризма в Ростове составляет около $ 250 млн в год. Как отметил Алексей Матвиенко, приложив усилия, можно увеличить эту сумму минимум в пять раз.

Ежегодно в Ростов приезжает миллион туристов. Из них 68% — с деловыми целями. По оценкам экспертов, эта категория тратит в поездках минимум в два раза больше индивидуальных визитёров. Алексей Матвиенко отметил, что привлечь именно такой контингент — важная задача.

— Можно сесть на вокзале и смотреть, как проезжающие поезда провозят мимо нас деньги в сторону Красной Поляны. Вопрос — как их привлечь в Ростов. Можно, конечно, помахать им лещом или вином. Или предложить им достойную программу, сделать Ростов центром корпоративных мероприятий.

По мнению экспертов, Ростов имеет потенциал для развития этого направления, так как помимо возможностей для бизнес-мероприятий в городе и округе есть достопримечательности, которые можно было бы включить в программу для гостей.

Какие тренды в сфере MICE существуют сегодня?

Эксперты выделяют несколько основных веяний:

— устойчивый спрос на выставочную деятельность;

— сочетание небольших мероприятий с развлечениями;

— при выборе места проведения чаще всего приоритет отдаётся тёплым регионам;

— рост интеллектуальной составляющей;

— сокращение средней продолжительности встреч.

Последний пункт опять-таки идеален для Ростова, который считается центром перехватывающего делового туризма. Стандартная схема — приехать по делам и денёк уделить отдыху и посещению достопримечательностей.

Чего ждут бизнес-туристы от Ростова?

Во время работы с экспертами были выделены главные ожидания гостей Ростова, приезжающих с деловыми целями. Так, туристам не хватает комфорта в отелях — не везде есть ранние завтраки, что для людей, ценящих своё время, неудобно. Получается, не желаешь ждать подачи кушаний до 9:00 — ходи голодный. Также гости Ростова отмечали неудобный график работы музеев (по вечерам все закрыты), отсутствующие или неработающие биотуалеты в экскурсионных автобусах, отсутствие в кафе и ресторанах меню на иностранных языках.

В топ-5 гастрономических пожеланий вошли: опять-таки завтраки в отелях, местная кухня с ухой и раками, местное вино, европейская кухня и гастрономические сувениры. Среди развлечений в первой пятёрке были названы катание по Дону, тематические городские экскурсии, обзорные экскурсии, посещение музеев и джазовых концертов.

Чего не хватает Ростову, чтобы быть центром делового туризма уже сегодня?

Среди минусов Ростова как площадки для бизнес-туризма эксперты выделили низкую мотивацию игроков рынка и их разобщённость — выяснилось, что многие даже не знакомы друг с другом. Также оказалось, что в городе нет единого календаря событий, не хватает гидов. Кроме того, в городе нет площадки вместимостью три тысячи человек, нет методики экономической эффективности проводимых событий, отсутствует единая концепция продвижения города как центра делового туризма.

Какие предложения подготовили эксперты?

В ходе трёх экспертных сессий 72 эксперта провели более 10 часов групповой работы. За это время было выпито 70 литров кофе, а количество съеденных плюшек никто даже не считал. В ходе обсуждения, как рассказал Алексей Матвиенко, были рождены сотни идей. Все они будут переданы в администрацию Ростова по окончании работы экспертных групп.

Например, предлагается создать единую карту гостя, которая действовала бы только на территории Ростова и давала гостям скидки в отелях, кафе и ресторанах. Также необходимо создать единый календарь событий, где были бы отражены все мероприятия, проходящие на площадках города. Ещё один шаг — создание единого информационного портала на коммерческой основе с возможностью монетизации.

Кроме того, необходимо пиарить мероприятия-драйверы и активнее информировать об их финансовых итогах.

Эксперты считают, что успех развития бизнес-туризма в Ростове — в консолидации. И во время работы в экспертных группах многие игроки рынка хотя бы познакомились и начали общаться. Чтобы создать комфортные условия для бизнес-туристов, необходимо объединить усилия конгрессных площадок, отелей, служб кейтеринга и представителей туриндустрии, чтобы, приехав в город, гость мог получить полный спектр качественных услуг. Для этого можно создать конгрессное бюро или же посмотреть на задачу ещё более широко — объединить работников индустрии в конгрессный кластер. Помимо всеобщей консолидации, это позволило бы привлечь финансовую поддержку от властей.

Поделиться: