Около двух тысяч подписей собрали жители Ростова, выступающие против открытия нового городского кладбища в районе Ростовского моря. Решение о его создании было принято ещё в апреле 2013 года. И кладбищу, судя по всему, быть: 9 января 2014 года мэр Михаил Чернышёв подписал постановление о присвоении новому месту для захоронений названия — Восточное городское кладбище.
Решение городских властей вызвало бурю протеста у жителей домов, расположенных в районе Ростовского моря.
— Мягко говоря, меня не радует такое соседство, — говорит Григорий Абазов, который планировал переехать из городской квартиры на дачу около Ростовского моря. — После того, как я узнал об открытии нового кладбища недалеко от моего дома, я задумался, что делать дальше. Было несколько вариантов: продавать участок, смириться с таким соседством либо начать отстаивать свои права. И я выбрал последнее.
По словам Григория, он перечитал немало документов и законов, прежде чем начать сбор подписей против нового кладбища.
— По федеральному законодательству есть допустимые нагрузки на экологию при устройстве кладбища. В законе прописано, что требуется заключение санитарных служб и главного санитарного врача города. Но о каких нагрузках можно говорить, если со всех сторон планируемого под кладбище места находится действующая свалка и старые очистные аксайские сооружения? Про экологию вообще говорить нечего. Больше всего меня возмущает то, что все решения принимаются в кабинетах без выезда на место. Опять эта злосчастная улица Алябьева! Это селитебная территория, и вновь создаваемое кладбище, согласно федеральному закону «О погребении и похоронном деле», должно быть не ближе чем в 300 метрах от селитебной зоны и не ближе чем 20 метрах от санитарной зоны. Эти нормы в данном случае не выдержаны. (Селитебная зона — часть территории населённого пункта, занятая жилыми зданиями, спортивными сооружениями, зелёными насаждениями и местами кратковременного отдыха населения, а также предназначенная для их размещения в будущем. — Прим. авт.). Получается, что люди, живущие в районе Ростовского моря, ежедневно будут ходить мимо кладбища. Меня, к примеру, не устраивает, что мой ребёнок будет ходить мимо могил, — сказал Григорий.
На возмущение ростовчанина директор департамента ЖКХ и энергетики Ростова Михаил Неделин развёл руками, заявив, что в городе просто-напросто нет свободных мест для нового городского кладбища.
— Ростов — самый компактный город-миллионник в стране. У нас нет свободных территорий, которые бы соответствовали санитарным нормам. Одно из старейших кладбищ Европы — Северное площадью 400 гектаров — уже полностью исчерпало себя. Людей хоронят в каких-то балках, уплотняя могилы. Именно поэтому в срочном порядке были выделены эти 10 гектаров в северо-восточной части города под новое Восточное городское кладбище. Эта земля выделена на законных основаниях, в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Тем временем в телефонном разговоре руководитель управления Роспотребнадзора по Ростовской области Михаил Соловьёв сообщил, что не получал документов, связанных с обустройством нового кладбища.
— Понятное дело, никто не хочет подобного соседства, но других участков в городе нет, — настаивает Неделин и отсылает к примеру жителей Орбитальной улицы и Суворовского микрорайона, соседствующих с Северным кладбищем.
Не желая повторить судьбу жителей этих районов, Григорий Абазов направлял письма в мэрию, но на все свои доводы получал стандартные ответы от главного архитектора Ростова Владимира Гейера.
— Он отвечал отписками типа: «Кладбищу быть, и ничего вы с этим не сделаете». Он издевательски пишет, что запланировал кладбище и гармонично вписал его во всю архитектуру данного района, в том числе планируемого. По его словам, новое кладбище будет для местных жителей не зоной отчуждения, а парковой зоной и зоной дополнительного озеленения города. Это ли не издевательство? — удивляется Абазов.
В свою очередь, Михаил Неделин уверен, что несогласные с открытием нового кладбища собирают подписи, чтобы вывести ситуацию из равновесия.
— К нам поступали обращения, на которые мы давали развёрнутые ответы с объяснениями. И если эти ответы не устраивают людей, мы не можем с этим ничего поделать. Я как исполнительный орган делаю свою работу. Мне архитектура отвела эти земли, и я реализую поставленную передо мной задачу. Если я этого не сделаю, то завтра нам хоронить негде будет. Об этом, интересно, задумываются люди, когда требуют не открывать кладбище? Несогласных можно пересчитать по пальцам, а со смертью родных, к сожалению, в Ростове ежедневно сталкивается намного больше людей. Наши действия никогда не получат стопроцентной поддержки. Всегда найдутся несогласные и недовольные, — отстаивает позицию мэрии Неделин.
Напомним, что первые захоронения на Восточном кладбище планируются в начале лета. Но стоило бы уже сейчас подумать о наплыве отдыхающих, которые летом ежедневно приезжают на Ростовское море купаться и загорать. Их путь к водоёму лежит через тоненькую артерию — дамбу Ростовского моря. Возникает новая проблема — узкая дорога, по которой теперь будут ездить не только машины отдыхающих, но и катафалки, и техника для обустройства территории, и родственники усопших.
— Из-за отдыхающих нам уже несколько лет нет жизни, мы не можем проехать к себе на дачу. Они паркуются в два ряда на этой узенькой дороге. А теперь ещё добавятся и катафалки, и сопровождающие их родственники, которые будут ехать к кладбищу по ногам пьяных и весёлых отдыхающих. Как говорится, полмира плачет, а полмира скачет, — представил картину в ближайшей перспективе Григорий.
Взамен нового кладбища у Ростовского моря инициативная группа во главе с Григорием Абазовым предлагает правительству Ростовской области выделить землю под кладбище по примеру Москвы — за 80 километров от города. И пусть это неблизко, но зато вдали от домов живых людей.
А пока Григорий уверен, что если не удастся найти понимания у местных властей, то необходимо поставить в известность о сложившейся ситуации президента России, забросав его письмами.
Стоит отметить, что территории нового Восточного кладбища хватит лишь на 2-3 года, а затем чиновникам опять придётся искать место под новое городское кладбище. А об инфраструктуре вокруг Ростовского моря следует думать уже сегодня.