Ростовская область может остаться без собственного мяса

Местную продукцию вытеснит импорт

Ситуация на российском продовольственном рынке совсем скоро может привести к тому, что ростовчане забудут вкус отечественного мяса: аграриям невыгодно заниматься животноводством, к тому же доверие селян к власти существенно подорвано.

По последним данным Ростстата, каждый житель Ростовской области за год съедает 67 килограммов мяса. Для сравнения: в США и Австралии — более 100 кг. При этом наблюдается тенденция к уменьшению, и дело не в том, что россияне становятся вегетарианцами или живут беднее тех же американцев. Проблема в организации работы сельхозотрасли. Та же статистика, теперь российская, показывает, что количество производимого в стране мяса и мясопродуктов за 1990-2000 годы сократились в 1,8 раза. За перестроечные годы в 4 раза уменьшилось поголовье скота — ежегодное падение составляет 10%. Это притом, что в 2006 году были приняты национальные проекты по поддержанию и развитию сельского хозяйства. Сегодня уже с уверенностью можно говорить, что нацпроект провалился.

— Тот курс, который был взят и на который потрачены большие средства, — создание агрохолдингов — себя не оправдал, — считает президент крестьянско-фермерских хозяйств РО (АККОР) Александр Родин. — С 1985 года поголовье резко пошло вниз из-за того, что стали строить крупные комплексы. Это инерция советских времён — отчитаться и показать, что мы активно развиваемся.

Но дело не только в инерции. В правительственных кругах лоббировались интересы финансовых групп, которые были близки к власти и получили доступ к дешёвым ресурсам. Вот сегодня и пожинаем плоды: комплексы понемногу банкротятся, ведь крупным хозяйством сложнее управлять, чем маленьким.

Сегодняшние лоббисты успокаивают народ: цены на мясо не поднимутся. Председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян утверждает, что на рынок будет влиять ряд сдерживающих факторов, первым из которых называет вступление России в ВТО. Аналитик сельхозотрасли Ростовской области Александр Родин считает иначе.

— Серьёзные проблемы возникнут после вступления в ВТО в свиноводстве, птицеводстве. Сняты таможенные пошлины, а значит, больше будет приходить импортного мяса.

Им и без того сегодня завалены все прилавки магазинов и рынков. Если раньше можно было быть уверенным, что на рынках хоть и заплатишь больше, зато купишь настоящий отечественный продукт, то сейчас продавцы научились очень хорошо маскировать под него замороженное мясо из-за границы. По данным департамента потребительского рынка Ростовской области, в 2011 году доля донских производителей в общем объёме продаж мяса и мясных продуктов составляла 69,9%.

Чаще отечественное мясо можно найти, конечно, на рынках, нужно просто знать продавцов, которые торгуют местным товаром. Многие жители так и выходят из ситуации — становятся постоянными покупателями, ещё и знакомых приводят — получается взаимовыгодный обмен. А привозят продукцию фермеры и частники с домашних подворий.

Развитие фермерства — единственно правильный способ поддержания дееспособности животноводства. Но за 5 лет количество фермерских хозяйств сократилось — люди уходят из бизнеса, потому что устают самостоятельно выживать в нём. Им мало помогает государство. Существуют различные субсидии, призванные компенсировать затраты, но реально их получают не более 10% фермеров.

— Многими фермерами из нашего Матвеево-Курганского района инициатива правительства была принята «на ура», — рассказывает директор ООО «Аврора» Николай Попивненко, — но получилось все по Черномырдину. Мы хотели создать два кооператива, снабженческо-сбытовой и обслуживающий, чтобы наладить систему сбыта продукции. И столкнулись с такой бюрократической машиной, которая в течение года задушила все наши прекрасные порывы.

Люди набрали кредитов, развели свиней, а мясо реализовать не смогли — власти об этом не позаботились. После таких проблем 4-летней давности сегодня многие даже слышать не хотят о животноводстве.

Корень проблем далеко не финансовый, он в самом отношении к делу.

— За всю вековую историю сельского хозяйства эффективен только хозяин на земле, — считает Александр Родин. — Наёмные работники трудятся, чтобы получить как можно большую зарплату с меньшими затратами. Поэтому хозяин, фермер — единственный путь развития отрасли. Мелким собственникам нужно объединиться и решать сообща свои проблемы.

Но мелких собственников должно поддерживать государство. Взять ту же кооперацию: в 1913 году в области было 340 кооперативов, сейчас 63. Сельхозпроизводители причину видят в том, что чиновники не отвечают за конкретный результат — сколько фермер вырастил, как он вообще живёт, — а отчитываются только за то, сколько область произвела мяса. Это тупиковый путь, но власти, в том числе и местные, не хотят это признавать. Так, на Дону существует программа «Развитие агропромышленного комплекса до 2020 года», и, как рассказал министр сельского хозяйства области Вячеслав Василенко, по ней планируется построить ещё как минимум 10 крупных животноводческих комплексов.

Поделиться: