Форматное и формальное мероприятие — круглый стол в рамках Форума защиты прав потребителей — неожиданно вылилось в бурное и острое обсуждение. Началось с отчёта об итогах исследования, которое провёл центр стандартизации и метрологии. Каждый, кто пользуется городским транспортом, и сам бы мог сделать выводы, к которым пришли эксперты: водитель, оказывается, сам себе и диспетчер, и контролёр, и механик, и кондуктор: по сути, он является саморегулируемой, в том числе и финансово саморегулируемой, организацией.
Когда же модератор задал конкретные вопросы представителям ответственных структур — минтранса, управления автодорожного надзора, Роспотребнадзора, — их ответы свелись к «наши полномочия сильно ограничены» и «это не относится к нашей компетенции».
Более компетентное должностное лицо — директор департамента транспорта Ростова Сергей Посохов — попытался ответить на вопросы, но его ответы тоже приобрели привычный характер отчёта.
Вопрос модератора: «Почему в Чехии, например, автобусы ходят по расписанию каждые 5 минут?» — чиновник парировал: «Я бы вас попросил не делать таких поспешных сравнений».
— Волгоград? — привёл более близкий пример модератор.
— Волгоград не сравнить с Ростовом-на-Дону — другое состояние дорог, другое состояние управления движением... Там 60 лет существует подземный трамвай, он перевозит 60% пассажиров. Вот, корреспондент меня перебил, поэтому я сокращусь...
После слов «будьте любезны, сократитесь» Посохов демонстративно покинул место трибуны.
Дальше градус активности резко повысился, и даже последующие подготовленные выступления уже выглядели более живыми.
— Если я скажу, сколько к нам поступило жалоб, вы, наверное, сильно удивитесь, — сказала начальник отдела Роспотребнадзора Наталья Живая. — Всего со всей Ростовской области за этот год — лишь 30. И жалуются больше всего на то, что водители не дают сдачу и курят в салоне.
Посетовала Наталья Живая и на то, что закон не позволяет им проводить плановые проверки чаще одного раза в три года. Привычное оправдание: мешает несовершенство законов.
Предприниматель из Кашарского района спросил, как быть тем, кто исполняет закон и кому мешают конкуренты, работающие «под черным флагом». Непредусмотренная регламентом тема получения лицензии оживила — подключились руководители транспортных предприятий, которые на галёрке обсуждали свои дела. Директор ассоциации перевозчиков запоздало вступился за Посохова: «Одна из причин, по которой у нас не совсем так, как в Праге, — там 60% затрат на перевозку пассажиров берёт на себя государство. У нас самоокупаемость, и люди вынуждены ставить вопрос о зарплате. Это приводит к ажиотажу на дороге».
В зале тоже начался ажиотаж на тему «где взять деньги?».
Каждый был по-своему прав, и, может быть, хорошо, что вместо подготовленного проекта решения, изобиловавшего ничего не значащими «рекомендовать, продолжить, провести анализ», люди хотя бы высказались и поспорили.
А потом те, кто обсуждал работу общественного транспорта, разъехались на собственных автомобилях. Может быть, прав модератор Николай Соколов, сказавший, что мы соберёмся не для одних только пустых разговоров лишь тогда, когда этого захочет некое большое и властное лицо. А захочет оно этого, если, например, случится ДТП с кем-то из его близких. Пока же число аварий с участием маршруток растёт и будет расти.
Поделиться: