Ростовский митрополит рассказал, почему решил стать священником

И о том, как скучал по русской траве в США

Митрополит Меркурий, фото kp.md

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью изданию «Аргументы и факты на Дону» рассказал о своей биографии, увлечениях, служении в США и разнице между верующими Ростовской и Калининградской областей.

По словам Меркурия, он рос в обычной рабочей семье в Псковской области, мечтая стать священником, врачом или учителем. Однако выбор в итоге был предопределён ещё в начальной школе.

«Как-то, в восьмилетнем возрасте, в храме я вдруг почувствовал присутствие Бога. Он будто коснулся моего сердца. Я испытал счастье, понимая, что он рядом со мной, что он видит, слышит меня, разговаривает со мной. В этот момент в храме мне стало так хорошо, что я не мог представить лучшего места на земле. Из церкви я вышел другим человеком. Этот день помню до сих пор в мельчайших подробностях, и тогда испытанное чувство сохранилось во мне до сих пор», — рассказал митрополит.

В 80-е годы «по благословению одной прозорливой старицы» он подал документы в педиатрический медицинский вуз. По убеждению Меркурия, врач и священник — близкие по смыслу служения. Затем, в 24 года, будущий митрополит принял постриг, а ещё через год отравился служить священником в Никольский храм в Калининграде.

На вопрос журналиста, отличаются ли прихожане в Калининградской и Ростовской областях, Меркурий ответил следующее:

«Люди, живущие на северо-западе страны, трудно поддаются убеждениям. Им надо привести железобетонные аргументы, но уж если они во что-то поверили, то это до конца жизни. Южане другие: мгновенно вспыхнули, а назавтра забыли. Приходится их постоянно подогревать. Надо учитывать взрывоопасную смесь разных кровей и наций, плюс многовековая казачья вольница».

Следующим этапом биографии Меркурия стала должность управляющего патриаршими приходами в США. По его признанию, для него это было «ссылкой по послушанию».

«Мне не хватало там российской ментальности, нашей широты души, простора. В Америке мне и воздух был не тот, и звёзды не так светили. Я русофил. Больше всего скучал по аромату травы. Знаете, как у нас в поле за день нагревается трава, а к вечеру остывает. И весь этот запах переливными отголосками остаётся, и ты его вдыхаешь… Там нет такого», — рассказал Меркурий, добавив, что «в Америке приход – это православный клуб по интересам», а «в России Бога по-другому чувствуют».

Свободного времени у митрополита, по его словам, нет. Как и отпуска. По вечерам он читает, пишет или занимается документами. Но иногда отключает телефон, входит в свою келью, зажигает свечу, надевает монашескую мантию и молится в тишине. Такое времяпрепровождение Меркурий называет самым счастливым.

Сергей Деркачёв

Поделиться: