Ростовский участок высокоскоростной магистрали «Москва — Адлер» станет самым дорогим

Но авторы проекта обещают благодать

Фото tataram.ru

Ростовская область станет одним из восьми российских регионов, по территории которых пройдёт высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) «Центр — Юг», призванная связать Москву и Адлер. Общая протяжённость магистрали — 1548,7 километра, из которых пятая часть — 328 километров — будет построена на земле Тихого Дона. 

Согласно утверждённому проекту, ВСМ зайдёт из Воронежской в Ростовскую область на 770-м километре, проследует по приграничным с Украиной районам и, минуя Каменск-Шахтинский и Шахты, сделает остановку у будущего аэропорта «Южный». К тому времени новые воздушные ворота области должны выйти на проектную мощность.

Следующей остановкой станет станция «Ростов ВСМ» вблизи микрорайона Левенцовка. А далее поезд направится через Мертвый Донец и Дон в сторону Краснодара. Всего предполагается построить в Ростовской области пять станций ВСМ. Помимо упоминавшихся «Ростов ВСМ» и «Южный ВСМ» будут построены «Лихая ВСМ», «Беляевка ВСМ» и «Новосёловская ВСМ» (см. ролик).

Общее время в пути от Москвы до Ростова — всего 4,5 часа (вместо 18 часов на обычном поезде), от Ростова до Адлера — 3,5 часа. Скоростные локомотивы, которые будут использоваться на ВСМ, смогут развивать скорость до 400 км в час.

Строительство магистрали позволит пассажирам передвигаться быстрее не только между регионами. В «окнах» между движениями поездов по магистрали будут курсировать ускоренные региональные поезда типа «Ласточка». Их удел — перевозки внутри области.

По предварительным данным, экономический эффект от введения в строй ВСМ для Ростовской области составит почти 200 млрд рублей. Однако чтобы эти грандиозные планы сбылись, нужно вовремя решить ряд вопросов: земельный, кадровый и финансовый.

Они-то и стали предметом обсуждения на совещании с участием членов правительства Ростовской области, представителей Минтранса РФ, РЖД, ОАО «Скоростные магистрали», проектных организаций.

Как выяснилось, под строительство участка ВСМ в Ростовской области потребуется зарезервировать в общей сложности не менее 2 тысяч гектаров земли. Об этом на совещании в заявил Юрий Котлов, директор департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали». Резервирование необходимо начать уже сегодня, несмотря на то, что до начала строительства ещё как минимум 4 года, считает Котлов.

— Резервирование земель как таковое сейчас не предусмотрено, но можно пойти другим путём: рекомендовать органам исполнительной власти и местного самоуправления исключить отчуждение из государственной и муниципальной собственности земельных участков и обременения правами третьих лиц, где идёт проектирование. Кроме того, правильным было бы приостановить выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства в зоне проектирования, — высказал рекомендации областным властям представитель «Скоростных магистралей».

Однако, по мнению министра строительства Ростовской области Валерия Кузнецова, претворить в жизнь выданные рекомендации, не нарушив при этом законодательство, будет проблематично.

— Если следовать букве закона, то до утверждения размещения трассы ВСМ в схеме территориального планирования Российской Федерации оснований для внесения изменений в схему территориального развития муниципальных образований Ростовской области нет. Я намеренно акцентирую на этом внимание, поскольку наши действия по изменению градостроительной документации ограничены, — сообщил Кузнецов, добавив, что инициатором изменений на федеральном уровне могло бы стать ОАО «РЖД».

Хотя реплика министра строительства была адресована железнодорожникам, на неё довольно бурно отреагировал губернатор Василий Голубев.

— Скептикам хотел бы сказать, что всё великое начинается с возможности комплексно оценить необходимость и перечень мер для реализации того или иного проекта. Если кто-то начинает искать трудности, то лучше уйти в сторону, — заметил Василий Голубев.

Кадровую проблему огласил ректор РГУПСА Владимир Верескун. Как выяснилось, для строительства и обслуживания магистрали «Центр — Юг» потребуется до 80 тысяч специалистов, в том числе 7-8 тысяч спецов с высшим образованием.

— Чтобы подготовить такое количество выпускников, нам потребуется несколько десятков лет непрерывной работы, — отметил Верескун. — РГУПС готов организовать подготовку большего числа специалистов по данному направлению, но для этого потребуется модернизация лабораторной базы.

Мнение Верескуна хоть и было услышано, но обсуждать этот вопрос не стали.

Вне обсуждения остался и вопрос финансирования проекта.

Лишь в начале встречи замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов обмолвился, что строительство ВСМ входит в госпрограмму, дав понять, что государство этот проект не забудет.

Суммы были названы после совещания. Первый вице-президент ОАО «РЖД», гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин рассказал корреспонденту donnews.ru, что. согласно проекту обоснования инвестиций, общая сумма вложений составит 1 трлн 600 млрд рублей. И это, как уточнил Мишарин, при условии, что проектирование и строительство завершится в срок.

— Мы уже завершили обоснование инвестиций и получили положительное заключение Главгосэкспертизы. Следующий этап — проектирование, оно начнётся в 2017 году, а после него собственно строительство. На всё это отведено пять лет, — уточнил Владимир Мишарин.

Впрочем, в кулуарах назывались и другие цифры. Один из участников совещания на условиях анонимности рассказал, что предварительная стоимость проекта — 1 трлн 741 млрд рублей, уточнив, что эта сумма на стадии проектирования может немного снизиться. При этом именно финансирование собеседник donnews.ru назвал в качестве основной проблемы, которая может повлиять на сроки строительства.

Но сомнений в том, что ВСМ появится рано или поздно, как во время совещания так и после него высказано не было.

Авторы проекта признают, что строительство участка ВСМ в Ростовской области является самым сложным и трудоёмким. К примеру, из 132 искусственных сооружений, которые необходимо будет построить на протяжении всей магистрали, 48 приходятся на Ростовскую область.

Самым крупным искусственным сооружением станет мостовой переход через Дон. Его длина составит 17 километров: это комбинированное сооружение, состоящее из металлической экстакады и железнодорожного путепровода. Такая же технология будет использована и при строительстве перехода через реку Тузлов. Там длина мостового перехода составит 7,5 км. Через Северский Донец перекинут металлический мост длиной 1428 метров.{{voter}}

По объёму предстоящих работ ростовский участок ВСМ станет самым дорогим среди остальных. По предварительным данным, вложения в строительство магистрали составят почти треть стоимости всего проекта. А это почти полтриллиона рублей.

Поделиться: