О том, как выглядит Ростовская область на фоне страны, рассказала директор проектов Фонда Общественное Мнение, доктор социологических наук Лариса Паутова.
— В ваших исследованиях упоминается тип южной ростовской предприимчивости. Что это такое?
— На Дону люди предприимчивые, но по-особому. Ростовчане любят что-то изобретать, они открыты новому, готовы рисковать, рассчитывают, прежде всего, на свои собственные силы. В этом вы опережаете всю страну. Например, в Москве все привыкли к льготам, дотациям, уровень индивидуализма невысокий. Кубань, вернее, курортная часть её, развращена туризмом. Инноваторов там меньше.
Но главная особенность ростовчан умение договориться. Поэтому вы легко приживаетесь в Москве. Конечно, это умение торгашеское, связанное с сельским хозяйством, но в этом нет ничего плохого. Это особая, купеческая жилка. Правда, отношение к покупателям у вас другое, не такое уж угодливое. Покупка — это целая игра, исполненная соревновательности. Причем, продавцы на рынке в основном женщины. Но южная женщина — это вам не северная дама. У женщин на юге особый статус. Даже водитель мне сказал: «Я — не дедушка, я — муж бабушки!» Возвращаясь к продавцам, скажу, что на Центральном рынке нас уговорили купить какую-то ужасно вонючую рыбу, но когда мы хотели сфотографировать прилавок, продавщица замахала руками. Оказывается, что эта рыбка — в Красной книге! Тут же подбежала какая-то бабушка, предложила купить лучок-чесночок... Ростовские бабушки точно не пропадут. Как говорят ростовчане, если что, посадим больше картошки, найдём подработку...
Поэтому кризис вас почти не коснулся. У многих есть дачи. И не такие, как в Москве — дом для отдыха, окружённый хвойными деревьями, и гамак...
— Сплошной елей на душу ростовчанина...
— Но есть и обратная сторона. В плане предприимчивости ростовчане уступают по такому показателю, как успешность. Денежек-то мало. Схема 20 века «купи-продай» действует, но она устарела. Вот возьмём, к примеру, бизнес-форум. Вкладываться в ростовские идеи инвесторы пока не готовы. Проекты интересные, но часто не продуманные до конца, а главное, не всегда понятно, как на них заработать. А ведь инноватор — это не Кулибин, не Левша. Те просто изобретатели. Инновации должны приносить доход. То, что я увидела на ярмарке, это, скорее, модернизация. И еще ростовчане очень не любят власти, считают, что бизнес сросся с администрацией.
— Как вы считаете, Ростов перспективен для туризма?
— У вас хороший климат, поэтому люди не хотят отсюда уезжать, как, например, из Сибири. Но Азовское побережье проигрывает Египту, Турции... У вас почти курорт. Много хороших кофеен, ресторанов. Но инфраструктура плохая. Хотя дороги и грязь — проблема всей России, не только ваша. Город красивый, мне очень нравится, но классики везде полно. Не хватает креатива, современности. Например, Пермь раскручивает себя как центр современного искусства. Город маленький, типовой, река Кама, в отличие от Дона, страшная. Но они привезли Артемия Лебедева, украсили город арт-объектами. Появились памятники «зелёному человечку», расстрелянному БМВ, непонятные трубы какие-то... Молодежи это нравится, говорят, клёво!
— А как насчёт ростовской молодёжи?
— Ей у вас комфортно, есть богемная тусовка, есть культурные центры, джазовые клубы... Но плохо развит интернет, а молодёжь без интернета — ничто. Ведь в сети проще всего продвигать идеи. Хотя блоггеры очень активные, быстро откликаются на призывы. Кроме того, нужны библиотеки с интернетом, где молодые люди могли бы сидеть на полу, лежать, чтобы им было удобно. По данным ЮФУ, 13% выпускников уходят в бизнес, но в какой? В продавцы? Купить и перепродать с накруткой вы умеете. Но вы продаете не знания, не высокие технологии. А этому надо учить с детского сада.
Есть все предпосылки для появления в Ростове «бизнес-ангелов» - одиночек, которые могут дать деньги на реализацию идеи — взамен на долю в бизнесе. Но в погоне за инновациями не надо забывать про региональные особенности. У вас есть перспективы в культуре, агропромышленном комплексе.
— А сейчас какая ситуация?
— У вас стабильный регион, сильны межличностные отношения, в отличие от Краснодара. Проблемных городов, которые правительство держит на особом контроле, нет. Ростовская область входит в десятку инвестиционно-привлекательных регионов, но инвесторы мало знают о вас. Традиции, стабильность — это хорошо, но, как говорят сами ростовчане, это отдаёт болотом. Вообще, чем дальше на юг, тем меньше инноваций. Но то же самое в Европе. Что делают в Италии? Готовят и шьют. Ростовскую область в этом плане можно сравнить с Украиной, Италией, Испанией...
Надо по-новому продвигать область. А главное, нужны умные люди. И эти люди есть, надо только найти и обучить их. Ведь даже помощник Президента Аркадий Дворкович — из Таганрога. Он должен стать хорошим примером для подражания.
Ольга Лабезная
Поделиться: