Суд обязал крупнейший авиазавод Ростовской области вернуть 6,7 млрд рублей Минобороны РФ

ТАНТК им. Бериева затянул с поставками Бе-200

ТАНТК им. Бериева выкатывает первый серийный Бе-200ЧС, фото Bogudonia.ru

Арбитражный суд Москвы рассмотрел иск Министерства обороны России к гордости авиастроения Ростовской области ТАНТК имени Бериева и встал на сторону военных. Теперь завод должен заплатить Минобороны неподъёмную для себя сумму — 6,7 млрд рублей.

Судебное разбирательство касалось госконтракта, заключённого между предприятием и Минобороны в мае 2013 года. По нему завод должен был поставить ведомству шесть самолётов-амфибий типа Бе-200: два марки ЧС и четыре — марки ПС. Общая сумма контракта составляла 8,4 млрд рублей. Из них 6,7 млрд — аванс. Именно его суд и постановил взыскать с предприятия, так как оно его «не отработало».

Согласно условиям контракта, первую лётную машину в Минобороны должны были получить в 2014 году, остальные до 2016 года. Однако ни одного самолёта на вооружение так и не поступило.

— Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева не поставил Минобороны РФ в установленные сроки самолёт-амфибию Бе-200ЧС, — писал тогда «Интерфакс» со ссылкой на замминистра обороны по вооружению Юрия Борисова. — Под угрозой срыва находится и второй самолёт программы 2015 года.

Задержку производства на заводе объясняли двумя факторами: тем, что до 2008 года самолёты собирали на Иркутском авиационном заводе. При переводе производства в Таганрог появилась необходимость восстановления оборудования, его настройки и обучения персонала, на что понадобилось время и деньги. Второй проблемой для ТАНТК «Бериева» стала необходимость найти альтернативу украинским двигателям.

Так или иначе, но первый собранный в Таганроге Бе-200ЧС поднялся в воздух лишь 16 сентября 2016 года. Заказчику первый самолёт был передан лишь в январе 2017 года.

Помимо выплаты 6,7 млрд рублей, суд постановил также расторгнуть госконтракт между ТАНТК им. Бериева и Минобороны РФ от мая 2013 года.

Исходя из финансовой отчётности таганрогского предприятия, необходимость выплатить по решению суда такую сумму сравнима с катастрофой. Убытки предприятия по итогам 2013-2014 годов составили около 80 млн рублей, в 2015 году — 1,6 млрд рублей. В 2016 году впервые за несколько лет предприятие получило чистую прибыль в 2,38 млрд рублей. Однако уже во втором квартале 2017 года вновь убытки и уже в 1,7 млрд рублей. И даже чистые активы завода по состоянию на конец 2016 года — 4,9 млрд рублей — не смогли бы покрыть финансовых требований Минобороны.

Единственный выход в таких ситуациях — банкротство. Однако, судя по всему, речи об этом не идёт. Официально на заводе от каких-либо комментариев по поводу судебных тяжб с Минобороны отказались. Неофициально же сказали следующее: «Никто ни к кому претензий не имеет. Это всё — лишь маховик документооборота, сами понимаете».

Иными словами, Минобороны, по закону, должно было расторгнуть не исполненный вовремя контракт и взыскать с виновника бюджетные деньги. Это оно и делает. Однако исполнять решение суда никто не собирается, как и настаивать на этом.

Добавим, что у ТАНТК им. Бериева это не первый проигранный Минобороны РФ суд. В июне этого года всё тот же московский арбитраж обязал завод заплатить военным почти 350 млн рублей неустойки за нарушение сроков поставки двух самолётов-амфибий БЕ-200ЧС.

ТАНТК им. Бериева основано в 1934 году. В настоящее время входит в «Объединённую авиастроительную корпорацию», которая более, чем на 90% принадлежит государству в лице Росимущества.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС предназначен для решения задач пожаротушения, оказания экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок. Самолет может развивать максимальную крейсерскую скорость до 700 километров в час.

Сергей Деркачёв

Поделиться: