Техническое отставание и физическая нехватка инфраструктурных мощностей в Ростовской области являются главной проблемой по ускорению инвестиционной активности в агропромышленном комплексе региона, заявил министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский. С инвесторов требуют огромные деньги за подключение к электроэнергии.
В пример министр привёл два объекта. Во-первых, это завод по глубокой переработке кукурузы «Амилко» в Миллеровском районе. Предприятие по сути уникальное и крупнейшее в стране. В 2019 году в развитие своих мощностей оно вложило 3,6 млрд рублей. Для текущий потребностей завода ему теперь дополнительно нужно 4 МВт электроэнергии.
— ПАО «Россети-Юг» выдало технические условия, согласно которым стоимость присоединения этих 4 МВт составит 610 млн рублей, — рассказал Рачаловский.
«Амилко» также хочет запустить глубокую переработку пшеницы, вложив в это ещё 4 млрд рублей. Однако это приведёт к увеличению потребляемой электроэнергии до 25 МВт. Для этого проекта, по информации от «Россети-Юг», надо строить новую подстанцию и прокладывать высоковольтную линию электропередач.
— Осуществить это можно только за счёт инвестора. Ориентировочная стоимость — 1 млрд рублей. Данный факт крайне негативно влияет на решение инвестора о реализации проекта, — констатирует Рачаловский.
Ещё сложнее ситуация у индивидуального предпринимателя Нелли Абачараевой, которая строит под Ростовом в хуторе Ленин булочно-кондитерский комбинат. Жителям всей Ростовской области этот производитель хорошо знаком, так как речь идёт о бренде «Золотой колос».
Ввод комбината в эксплуатацию запланирован на 2021 год, из запланированных 850 млн рублей инвестиций вложено уже 568 млн рублей. Предприятию надо 4,4 МВт электроэнергии для работы, но где их брать, до сих пор неясно. В «Россети-Юг» заявили, что надо строить подстанцию и тянуть две линии электропередачи. Инвестору это обойдётся в 478 млн рублей. То есть в сумму, превышающую половину стоимости всего проекта, включая стройку, покупку земли и оборудования и подключение ко всем другим коммуникациям.
По словам Рачаловского, это яркие, но далеко не единственные подобные примеры в Ростовской области. Выходом из ситуации могло бы стать включение в инвестпрограммы самих естественных монополий увеличение энергомощностей, чтобы не делать это за счёт инвестора.
Однако дело это долгое, а решать вопрос по некоторым объектам надо срочно. Поэтому, по мнению Рачаловского, надо изменить систему поддержки инвесторов из бюджета Ростовской области в части компенсаций за техприсоединение. Сейчас проект с инвестициями свыше 3 млрд рублей может вернуть за счёт бюджета половину стоимости техприсоединения, но не больше 100 млн рублей.
— Предлагаю снять ограничения по сумме, сохранив порог в половину стоимости, — заявил Рачаловский. — Это позволит ускорить целый ряд проектов в агропромышленном комплексе.
Добавим, что в «Россети Юг» причину сложившейся ситуации видят в том, что корректному территориальному планированию площадок под новые производства уделяется недостаточно внимания.
«Оно должно учитывать фактическое расположение потенциального производства в связке с возможностями существующей инфраструктуры. Компания «Россети Юг» в регионах своей деятельности на постоянной основе направляет в органы исполнительной власти и администрации муниципальных образований информацию о доступных мощностях. Карта свободных мощностей также есть на сайте компании. Поэтому, когда под энергоемкие предприятия выбираются заведомо энергодефицитные районы, то получается подобный результат», — пояснили в компании.
В случае с «Амилко» и «Золотым колосом», добавили в «Россети Юг», выбраны как раз такие территории. При этом в соседних районах есть открытые центры питания.
«Своевременный диалог инвестора, региона и инфраструктурных компаний решает большую часть проблем», — считают в компании.
Напомним, что промышленность Ростовской области который год страдает от, по сути, дискриминационных тарифов на электроэнергию. Донские предприятия платят в разы больше, чем их конкуренты из других регионов. Другая сторона проблемы в том, что многие компании, рассматривая Ростовскую область для реализации своих инвестпроектов, зачастую бегут к соседям, видя, сколько им придётся тратить здесь на электричество. Проблема много раз обозначалась на уровне губернатора Ростовской области, Заксобрания и правительства. Однако каких-либо вариантов её решения так и не найдено.