В апреле прокуратура Ростовской области обязала ФГБУ «Управление Ростовмелиоводхоз» провести реконструкцию плотины на Ростовском море. С этого момента собственники пытаются оспорить судебное решение, поскольку они не согласны с указанными сроками реконструкции, рассказал donnews.ru заместитель директора «Ростовмелиоводхоза» Сергей Палютин.
— Мы должны были уже до 1 июля разработать проект. Реконструкция подразумевает расширение самой плотины до четырёх полос, а также перелива (40 кубометров в секунду) там, где проходят трубы для сброса воды. Это огромные деньги. По нашим расчётам, только один проект может готовиться 2 года, а нам дали 6 месяцев. Мы подали заявку на выделение денег в Минсельхоз России. Пока не будет финансирования, никакие работы проводить невозможно. А это может произойти только в 2020 году, — говорит Палютин.
Необходимость реконструкции возникла после того, как плотине был присвоен второй (высокий) класс опасности. Дело в том, что по мере строительства коттеджных посёлков и садоводческих хозяйств всё больше легковых и грузовых автомобилей стали пользоваться этой дорогой. Специалисты подсчитали, что в случае прорыва плотины ущерб составит 3 млрд рублей.
Изначально водохранилище предназначалось для очистки Темерника и полива насосными станциями сельхозугодий. Но уже 15 лет вода простаивает, из-за отсутствия денег в бюджете Ростова русло Темерника не промывается. Плотина принадлежит Минсельхозу РФ, однако федеральное финансирование на неё больше не выделяется, потому что она перестала быть профильным имуществом.
По словам Сергея Палютина, руководство «Ростовмеливодхоза» обратилось в Минсельхоз РФ с просьбой передать объект из федеральной собственности в регион.
— Плотина предназначена для промывки Темерницкого тракта, и уже решено в октябре сбросить воду, чтобы частично промыть Темерник. Закачивать воду из русла Дона не придётся, так как уровень водохранилища позволяет сбросить воду на 1 метр. В таком виде оно должно работать каждый год, — говорит Палютин. К слову, если бы воды не хватало, то собственники опять просили бы денег, так как закачка воды требует дополнительных расходов.
«Ростовмеливодхоз» продолжает настаивать, что сооружение рабочее. Только на днях собственник получил декларацию безопасности (утверждённую Ростехнадзором) позволяющую эксплуатировать сооружения ещё три года. Правда, в декларации, по словам Палютина, указано, что состояние плотины неудовлетворительное. Сооружению уже 50 лет, но причин для паники по-прежнему нет.
Тем временем жители города бьют тревогу и пишут петиции на change.org. В их тексте сказано, что после закрытия старой дамбы вся нагрузка легла на плотину, по которой по-прежнему проезжают большегрузы. Сколько ещё она выдержит — спрогнозировать сложно.
По мнению Палютина, реконструкция плотины не решит вопроса улучшения транспортного сообщения в этой части города. Здесь необходимо строительство новых автомобильных развязок для уменьшения нагрузки на плотину.