Таганрог готовится завалить самолётами Запад

И выпускает машину, не предусмотренную законами РФ

В субботу, 19 мая, на территорию режимного предприятия ТАНТК имени Бериева в Таганроге толпой вошли примерно полторы тысячи посторонних. Однако вместо подразделений охраны их встретили оркестр, генеральный директор и улыбающиеся сотрудники фирмы. На предприятии, выпускающем уникальные гидросамолёты, прошёл день открытых дверей. В назначенное время ворота открылись, и гости двинулись вперёд сплошным потоком.

Примерно через час мероприятие само собой превратилось в праздничные народные гуляния по лётному полю. Люди ходили между самолётными стоянками и любовались машинами, одна красивее другой.

Перед началом поговаривали, что многие посетители пришли «по просьбе» руководства учебных заведений Таганрога. Однако, судя по настроению собравшихся, вряд ли таких здесь была хотя бы треть. Да и они, похоже, не пожалели о проведённом времени.

Руководство фирмы не скрывало, что цель дня открытых дверей — заинтересовать детей и подростков авиацией, привлечь на предприятие талантливую молодёжь. Способы для этого были выбраны самые коварные. В частности, желающим разрешили поработать на тренажёрах, где тренируются пилоты Бе-200. Сразу же выстроилась очередь желающих. Эффект присутствия в кабине — очень большой, одной маме даже стало нехорошо, когда её сынишка заложил слишком крутой вираж, и пришлось выйти из кабины. Однако мальчик этого даже не заметил — он продолжал лихо закладывать виражи. Возможно, через 10-15 лет он вернётся на предприятие в качестве рабочего или инженера.

Генеральный директор и генеральный конструктор ТАНТК имени Бериева Виктор Кобзев утверждает, что фирма уже набрала 500 человек, планирует набрать ещё около 1000 высококвалифицированных рабочих. Это шло вразрез со сложившимися представлениями о ТАНТК Бериева: дескать, конструкторы создают уникальные машины, а предприятие не в состоянии их производить из-за технологической отсталости. Вспомнился вычитанный в интернете эпизод со ссылкой на тогдашнего министра МЧС Сергея Шойгу: в 2010 году он обратился на Запад с просьбой помочь самолётами для тушения массовых лесных пожаров. В ответ там недоумённо спросили: зачем вам наши, у вас же есть свои неподражаемые Бе-200? Оказывается, они есть, но их катастрофически не хватает.

Пример не смутил генерального директора.

— Так было, но раньше. Государство выделило нам около двух миллиардов рублей для модернизации. Разумеется, вкладываем и собственные деньги, которые зарабатываем. Мы списали порядка 100 единиц устаревшего оборудования, вместо них ставим 5-6 единиц, которые заменяют эти сто списанных станков. Изделия получаются гораздо качественнее, и выпускаются не отдельные детали, а узлы, которые сокращают время сборки и удешевляют конструкцию. В 2013-2014 годах мы изготовим для МЧС России шесть машин Бе-200.

Корреспондент donnews.ru не удержался и спросил, почему так мало.

— Количество машин ограничено бюджетом. Не исключено, что решится вопрос о поставке ещё шести Бе-200. Есть заказы и на другие машины.

— А почему Запад их не покупает, они же хвалят Бе-200?

— Самолётом интересуются Франция, Италия, Греция, Испания, Португалия, то есть страны, где каждый год есть проблемы с лесными пожарами. Ближайшее списание самолётов-пожарных (в этих странах. — Прим. авт.) — в 2015 году. Мы готовимся и рассчитываем поставить на европейский рынок 30-40 самолётов. Если пройдём сертификацию в США, то примерно столько же — на североамериканский рынок.

— А какова судьба Бе-103?

— Работаем над продажей лицензии в Китай и Индию. Поэтому можно говорить об успехе, но только за рубежом. А на внутреннем рынке есть большая проблема: в наших законах не регламентировано использование амфибийной авиации.

— То есть, если я куплю Бе-103, посажу его на поверхность Маныча и из кабины заброшу удочку, чтобы половить рыбки, я нарушу закон?

— Целых два. Первый: вы сели на неподготовленную площадку; второй: у вас потребуют водительское удостоверение на управление маломерным судном.

Смех окружающих был достойной оценкой реплики генерального конструктора.

А народ тем временем хлынул на лётное поле. Мальчишки и девчонки облепили маленький элегантный Бе-103, который никак не вписывается в рамки федерального законодательства. Почтение вызывал огромный четырёхмоторный Ту-142 МК, пришедший к нам из 50-х годов прошлого века. В цехе окончательной сборки публика рассматривала три Бе-200, два из которых принадлежали МЧС России, а один — Азербайджану.

Ко мне подошёл ветеран бериевской фирмы Александр Бугров.

— 24 мая мне исполнится 80. Из них 60 я проработал здесь. Я счастлив, что интерес государства к авиации возвращается, — сказал он.

Были предусмотрены полёты планёров, легкомоторных самолётов, прыжки парашютистов. Правда, в программу полётов внёс коррективы сильный ветер, однако это не повлияло на настроение окружающих.

Поделиться: