С введением европейских санкций и российских антисанкций большинство рестораторов заявили, что справятся с ситуацией. Но как быть владельцу ресторана, чьё меню большей частью состоит из итальянских продуктов? Как чувствует себя итальянец в России, когда между страной, где он родился, и страной, в которой он ведёт бизнес, пробежала чёрная кошка? Как выяснилось, Джорджио Мацца верит в лучшее. Своим оптимизмом он поделился с редактором donnews.ru Мариной Поюровой.
— Джорджио, как вы восприняли запрет российского правительства на ввоз сельхозпродуктов из стран ЕС?
— Сначала, конечно, у нас был шок. Потом мы стали анализировать сложившуюся ситуацию. Ведь не может же так быть, чтобы все товары запретили? Запрет будет введён на определённые товары, которые в России не производят.
Кроме того, стопроцентной определённости нет. Сказано, что санкции будут действовать в течение года. Но я всё-таки верю в итальянскую дипломатию и думаю, что в процессе переговоров стороны придут к решениям, способствующим развитию бизнеса.
— А как в принципе вы себя чувствуете в нынешней политической ситуации? Как отнеслись к санкциям США и ЕС в отношении России?
— Не до конца понятно, в чём смысл введения санкций. В Италии очень часто Россию поддерживают… Поскольку я не владею достаточной информацией, то лучше и выводы делать не буду. Когда ЕС, Италия в том числе, принимает какие-то санкции по отношению к стране, в которой я живу, это, конечно, неприятно. Я всё равно итальянец, несмотря на то, что живу в России 10 лет.
Введённые санкции довольно сильно затронули меня, поскольку коснулись моего бизнеса. Однако после первого шока мы проанализировали ситуацию и немного успокоились.
— А что успокоило?
— Уверен, люди не перестанут кушать, не откажутся от посещения ресторанов. Вероятно, у нас сработала интуиция, но мы подготовились к неожиданному повороту. Прошлой зимой, когда начались скачки курса евро, мы решили развивать собственное производство продукции. Уже с 2013 года мы сами производим соусы, макаронные изделия, сыры моцарелла и буррата. Кроме того, многие продукты под санкции не попадают: паста, оливковое масло, консервы. И это играет большую роль. Если посмотреть наше меню, то запрет на импорт касается, может быть, 10% продуктов, которые мы используем.
Я не говорю, что мы совсем не переживаем. Переживаем. Но от исчезновения 10% продукции сильно не пострадаем. Например, мясо мы можем закупать в Аргентине.
— А там хорошее мясо?
— Конечно, Аргентина же итальянская страна!
— Что вы имеете в виду?
— Там живёт много итальянских семей, которые занимаются сельским хозяйством и готовят по традиционным итальянским рецептам. Так что продукты там отличные.
Я больше переживаю, как отреагирует на санкции рынок овощей и фруктов. С фруктами и овощами даже без санкций всё время были проблемы. Особенно это чувствуется в новогодние праздники, когда транспортные компании не работают.
— В логистическом центре под Ростовом много машин с продуктами отправляют назад. У вас ничего не застопорилось?
— Нет, у нас сейчас есть запасы на месяц-полтора. Дело в том, что в середине августа в Италии праздники, на две недели всё закрывается, закупить что-то становится очень трудно. Поэтому мы каждый год в июле делаем большие закупки, чтобы потом не было проблем в августе и начале сентября.
— Я знаю, что итальянцы очень дорожат русскими туристами, доброжелательно относятся к России. Почему, на ваш взгляд, Италия поддержала санкции ЕС? Просто потому, что боится выразить несогласие с общей позицией ЕС?
— Участие в Евросоюзе подразумевает согласие с действиями коалиции. Италия — маленький игрок по сравнению с Европой. Если бы политические курсы стран внутри Евросоюза различались, это привело бы к хаосу.
Италия очень дорожит отношениями с Россией, которые всегда были тесными и доброжелательными, и российский рынок очень важен для нас. Нужно стараться изнутри менять мнение Европы о России.
— Наверняка у вас есть русские друзья. При встрече с ними вам приходится вступать в дискуссии об Украине?
— На самом деле мне очень трудно обсуждать эту тему. Когда ты говоришь с русским человеком об Украине, сразу понимаешь, насколько эта тема чувствительна. С чувствами нельзя спорить. Их нужно уважать, человеку нужно сочувствовать и не обижать его, даже если не согласен.
— Как вы видите дальнейшее развитие ситуации?
— Будут большие экономические потери, в том числе в Италии. Единственное, на что я надеюсь, что санкции, введённые с обеих сторон, заставят руководство стран больше подумать о людях и о том, что нужно вести переговоры и договариваться. Я очень на это надеюсь. Мне кажется, прошли те времена, когда надо выяснять, кто сильнее. Сейчас, по-моему, все сильные...
— Вы оптимист. Всё чаще слышны слова о том, что нынешние события — это начало третьей мировой войны.
— Не думаю, что кто-то будет жертвовать жизнями людей из-за каких-то принципов. Я никогда не был в Америке, не знаю американский менталитет, но думаю, что и России, и Европе хватило Второй мировой войны для урока.
Наверно, если бы я так переживал, уже бы уехал отсюда. Меня радует тот факт, что мы не видим негатива от наших гостей. Поэтому я думаю, что всё будет хорошо. Опять-таки, я не политик, но думаю, что зимой все успокоятся, что всё разрешится быстрее, чем мы думаем. И мы будем работать как раньше.
— Но ведь закупочные цены возрастут. Вам тоже придётся поднимать цены...
— Это очень важный вопрос. Я надеюсь, что правительство будет очень жёстко контролировать цены.
— Вы рассчитываете, что российская власть сдержит цены?
— Я слышал, что будут пристально следить за тем, чтобы не развилась спекуляция. Насколько это так, не знаю. Сейчас всё зависит от частного бизнеса. Потом, я думаю, всё стабилизируется, но сначала, вероятно, цены сильно вырастут.
Вариантов развития событий два: либо пропорционально повышать цены, либо поверить в то, что это временно, и на этот период снизить уровень прибыли.
— И какую тактику вы выберете?
— Вторую. Я считаю, что проблема — когда ресторан пустой. А когда снижена прибыль — это не проблема. Так или иначе, образуется выручка, да, чуть меньше, но есть возможность развиваться дальше.{{voter}}
Если мы сейчас повысим цены на 20-30%, посещаемость упадёт, я уверен. Сейчас не то время, чтобы повышать цены. Наше меню не изменится, и из-за санкций мы цены повышать не будем, и все специальные предложения для наших клиентов мы оставляем. Мы верим в небольшую, но стабильную прибыль.