В пятницу, 2 октября, руководители «Ипопат-Юг», которое недавно и внезапно стало одним из основных автобусных перевозчиков Ростова, пригласили журналистов на свою базу, чтобы показать как они там живут, развеять слухи, опровергнуть обвинения и в целом познакомиться. На вопросы отвечали руководитель службы эксплуатации «Ипопат-Юг» Роман Кожедуб, президент Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал Зирки и юристы предприятия.
Что за название такое?
«Ипопат-Юг» — аббревиатура. Расшифровывается как «Ижевское производственно объединение пассажирского автотранспорта».
Это ростовская или удмуртская компания?
«Ипопат-Юг» — дочернее предприятие ижевского перевозчика «ИПОПАТ». Юридический адрес зарегистрирован в Ижевске. Однако в настоящее время предприятие переоформляет его на ростовский. Конкретно, на улицу 2-я Луговая, 14, где оно сейчас и базируется.
Чья это территория?
В «Ипопат» уклончиво говорят о том, что данную территорию арендуют у собственника, которым также является автотранспортное предприятие. Часть необходимых для нормальной работы перевозчика объектов здесь уже была, часть пришлось строить.
При этом на территории базы на Луговой, помимо «ипопатовских», стоит множество автобусов с табличками «Платов» и надписью на двери «Ростовская транспортная компания».
Есть ли лицензия?
Да, но она и правда ижевская. В «Ипопат» говорят, что это нормально. Якобы буквально 30 октября вступили в силу поправки в закон, отменяющие необходимость переоформления лицензии на регион, в которой ведётся фактическая деятельность. Лицензия выдаётся общероссийская. Эту позицию подтвердило УФАС по Ростовской области.
Однако автобусы «Ипопат» выходили на маршруты в три этапа — 21 октября, 26 октября и 1 ноября. Получается, несколько дней техника работала без лицензии? В «Ипопат» уклончиво говорят, что «выполняли условия контракта с администрацией Ростова».
Добавим, что в распоряжении редакции есть копия результатов проверки предприятия Ространснадзором. Документ подписан, в том числе, и замгендиректором «Ипопат-Юг» Владимиром Шуликом. Одно из выявленных нарушений, которое надо устранить, — «осуществление лицензируемого вида деятельности по адресам, не указанным в лицензии». Иными словами, предприятию надо или «съехать» с 2-й Луговой обратно в Ижевск, или получить местную лицензию.
Юрист «Ипопат-Юг» затруднился подтвердить или опровергнуть подлинность документа. Факт проведения проверки он признал, но заявил, что её итогов ещё нет.
Что касается лицензии на предрейсовое и послерейсовое медобследование водителей, то она выдана «Южной транспортной компании». В «Ипопат» утверждают, что это пассажирская транспортная компания, которая оказывает услугу по медобследованию водителей предприятия. Якобы всё по закону.
Зачем пошли в Ростов?
Ростов, говорят в «Ипопат», первый город России, разыгравший маршрутную сеть посредством ФЗ «О госзакупках». Соответственно, перевозчик, доминирующий на рынке своего региона и имеющий финансовые возможности для расширения, решил придти сюда.
Что с автопарком и водителями?
Автопарк «Ипопат-Юг» состоит из 221 автобуса: 65 средней вместимости, 70 — большой и остальные — малой вместимости. По состоянию на 2 ноября, штат водителей составлял около 110 человек при необходимости более 150. Каждый день предприятие, якобы, принимает на работу 7-12 человек.
Из Ижевска ни одного водителя привезено не было. Однако и ростовчан за рулём автобусов «Ипопат» не много. В основном это жители Ростовской области, прельстившиеся на обещание получать 3 тысячи рублей после каждой смены. Ростов они не знают, отсюда и некоторые проблемы с корректным обслуживанием маршрутов.
В «Ипопат» откровенно признают, что рассчитывали решить все свои вопросы с персоналом за счёт ростовских транспортных предприятий, «пролетевших» с розыгрышем маршрутов. Однако многие перевозчики сейчас якобы чуть ли не силой удерживают своих водителей от увольнения. Где-то в отпуск отправлена вся кадровая служба и документы не забрать, где-то водителям отказывают в увольнении по собственному желанию. По словам представителей «Ипопат», их коллеги из не прошедших конкурсный отбор предприятий пользуется правовой неграмотностью водителей.
«Изначальные причины очередей на остановках — действия прежних перевозчиков», — говорят в «Ипопат».
Наветы и диверсии
Там также заявляют, что против предприятия развёрнута информационная война. Её заказчики — всё те же люди, которые не отдают водителей. На «Ипопат» якобы даже засылают диверсантов. Не так давно один из только что нанятых водителей устроил скандал с пассажирами. На предприятии считают, что это был намеренный конфликт, имевший цель испортить имидж «Ипопат».
Что с №94 и №96?
В компании заявляют, что уже ко 2 ноября интервал между автобусами на этих маршрутах составлял 10 минут. Согласно условиям конкурса, № 94 и 96 должны двигаться с интервалом 9 минут в обычное время и 20 — в вечернее.
Что касается количества выпускаемой на маршруты техники, то на предприятии уверяют, что это 12-16 машин на каждом из направлений. ГЛОНАСС при этом показывает не больше 7 автобусов. В «Ипопат» заявляют, что это не так и система пока «чудит» и с другими маршрутами, показывая на них 0 машин, хотя по факту они там есть.
Точные данные по количеству выпускаемых на маршруты № 94 и 96 машин у предприятия есть, но это внутренние документы, которые журналистам показывать отказались.
Когда они начнут нормально работать?
Говорят, что через полторы-две недели. То есть как только утрясётся ситуация с водителями. Иных проблем у «Ипопат» якобы нет.