В 2020 году всю Ростовскую область накроет «Безопасный город»

Donnews.ru — о том, что это такое, как оно работает и кому нужно

Исполнился ровно год с тех пор, как в Ростовской области началось внедрение системы «Безопасный город». Большинство людей думает, что это означает повсеместную установку камер видеонаблюдения, хотя на самом деле речь идёт о гораздо более масштабном проекте. Журналист donnews.ru посетил центральный пункт «Безопасного города» в Ростовской области и выяснил, что это такое, зачем оно нужно и как работает. В роли гида выступил директор департамента предупреждения и ликвидации ЧС правительства региона Сергей Панов.

Что такое «Безопасный город»?

«Безопасный город» — это глобальная (в масштабах Ростовской области) информационная система, которая обеспечивает максимально оперативное реагирование экстренных служб на любые внештатные ситуации. Она также позволяет прогнозировать и моделировать подобные ситуации и контролировать работоспособность различных систем безопасности.

Как говорит Панов, ничего радикально нового создание «Безопасного города» не привнесло. Комплекс объединяет в себе в общей сложности более 30 систем — 112, видеонаблюдения, контроля за уровнем воды, лесных пожаров, просто пожаров, радиационной безопасности, пунктов метеорологического наблюдения и так далее. Всё это существует и работает в Ростовской области уже не один год.

— Главная задача «Безопасного города» — свести это всё воедино и заставить работать вместе, — поясняет Панов. — Допустим, не дай бог, сработает датчик по уровню радиации, произойдёт выброс. Система примет эту информацию, благодаря интеграции метеодатчиков смоделирует на основании данных о ветре зону распространения облака, укажет территории, которые надо эвакуировать и в каком порядке, включит систему оповещения населения. И всё это максимально быстро. То же самое при подъёме воды.

Что касается мониторинга, то, к примеру, в систему заведены все датчики пожарной безопасности, которыми обязано быть оборудовано каждое социальное учреждение — больница, детский сад, школа, интернат и так далее.

— Допустим, где-то сигнализация в нерабочем состоянии. Мы видим у себя, что вот в этой школе должен быть датчик, а информация с него не идёт. Это всё будет отражаться в ежедневной справке, которую будет получать от нас каждый глава территории. И в этой справке, например, говорится, что в школе № 26 с 1-го по 3-е число не работал датчик пожарной сигнализации. Для главы это означает, что надо принимать меры и чинить, — рассказывает Панов.

В таком режиме «Безопасный город» работает пока только с Батайском, однако вскоре это будет актуально для всех территорий.

Где он находится и как работает?

Центральный пункт «Безопасного города» расположен в департаменте по предупреждению и ликвидации ЧС в здании правительства Ростовской области. Это небольшая комната, в которой работают 18 операторов — половина отвечает именно за «Безопасный город», половина — за систему 112, на базе которой он создаётся. Из оборудования на каждом рабочем месте расположены компьютер и телефон. Посреди комнаты стоит большой стол, за ним работают старший диспетчер и старший смены.

— Старший смены отвечает за операторов 112, старший диспетчер — за работу всей системы, — поясняет Панов. — Если происходит какая-то внештатная ситуация (чаще всего это связано с погодными явлениями) и число вызовов по 112 увеличивается в разы, эти люди могут принять решение о том, чтобы диспетчер «Безопасного города» пересел на рабочее место 112. Обе системы созданы на одинаковом софте, и диспетчеры взаимозаменяемы. Обучение они проходят по обеим системам.

Однако главный центр играет роль скорее страховки и координатора. Основная нагрузка ложится на муниципальные центры «Безопасного города». Они созданы в каждой территории. Количество диспетчеров зависит от численности населения. Например, в Ростове их 10, в Батайске и Новочеркасске — по 3.

— Вызов должен быть принят системой в течение 8 секунд. Если, к примеру, в Кагальницком районе по каким-то причинам все операторы 112 заняты, вызов переходит в главный центр. Отсюда мы можем вызвать помощь в любую точку Ростовской области. Если по каким-то причинам и здесь наши операторы не справляются, то есть ещё резервный центр обработки вызовов в Новочеркасске. Правда, задействовать его не приходилось ещё ни разу, — рассказывает Панов.

Тем не менее, «Безопасный город», продолжает он, это в первую очередь муниципальная тема. Районы и города за счёт своего бюджета создают платформы, которые подключает к себе единый центр в Ростове. Благодаря этому территории получают возможность пользоваться подсистемами областного уровня.

Схема непосредственной работы «Безопасного города» достаточно проста. По всей Ростовской области установлено множество датчиков — уровня воды, радиации, погоды и так далее. Информация с них с разной периодичностью собирается системой. Если какой-то датчик фиксирует нештатную ситуацию, то на мониторе у диспетчера «Безопасного города» выводится специальная карточка. На ней показано, где и какой датчик сработал, причины его срабатывания, а также сразу расписан регламент, что делать в данной ситуации диспетчеру — оповещать ли население и кому передать информацию.

Что касается видеокамер, то часть из них настроена на считывание номеров машин для выявления тех, которые находятся в розыске. Часть отслеживает брошенные на улицах предметы. Например, камера среагирует на лежащую дольше минуты коробку, к которой никто не подходит. Системы видеонаблюдения, установленные на площадях, настроены на фиксацию подозрительно больших скоплений людей (сверх заданной им цифры). Они также реагируют на неадекватное поведение людей.

Однако диспетчеры «Безопасного города» могут лишь обратить внимание на ту или иную информацию, зафиксированную системой. Дальше они имеют право отправить эти данные в правоохранительные органы — в региональных управлениях МВД, ФСБ и Росгвардии созданы рабочие места, напрямую связанные с «Безопасным городом». Только они вправе принимать решение о том, как реагировать на полученную информацию.

В чём проблемы?

Главная сложность при создании системы «Безопасный город», говорит Панов, это отсутствие нормативной базы на уровне всей страны.

— Изначально было постановление правительства РФ, установившее концепцию создания системы «Безопасный город». Обещали, что будет федеральная программа. Но на данный момент нет ничего. И каждый регион реализует концепцию так, как считает нужным, — сетует Панов.

В итоге Россия получила несколько десятков систем, которые между собой зачастую никак не координируются. Например, «Безопасный город» Ростовской области нормально взаимодействует с аналогичными системами Калмыкии и Воронежской области, потому что все три комплекса созданы на одном программном обеспечении. В Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Волгоградской области всё своё, уникальное.

— И чтобы всё это соединить, нужны теперь не только большие деньги, но и какие-то решения, идеи, — поясняет глава департамента предупреждения и ликвидации ЧС Ростовской области.

Денег, к слову, на реализацию «Безопасного города» Ростовская область из федерального бюджета не получила ни разу, приходится тратить свои. К началу 2019 года общая сумма вложений составила более 300 млн рублей.

Отсутствие единой нормативной базы влечёт и другую проблему. Все входящие в «Безопасный город» системы кому-то принадлежат: датчики уровня воды — Донскому бассейновому управлению, метеопосты — Росгидромету, датчики радиации — Ростовской АЭС, видеокамеры на М4 «Дон» — «Автодору» и так далее.

— В Росгидромете нам говорят: «По штормовым предупреждениям мы будем вам давать информацию, потому что это может повлиять на людей. А вот за прогнозы и прочее — платите». Бассейновое управление тоже требует денег: «Платите, датчики в портах — наша собственность». А мы бы хотели, чтобы была создана единая система в масштабах страны, чтобы был закон, который обязывал бы все локальные системы войти в региональный «Безопасный город». Потому что нам тратить деньги на то, чтобы поставить свой метеопост рядом с таким же Росгидромета — смысла нет, — поясняет Панов.

Однако в Ростовской области эту проблему удалось решить путём долгих переговоров. Все локальные системы в регионе в местный «Безопасный город» заведены на безвозмездной основе. Но это всё устные договорённости и формальные соглашения о сотрудничестве, ни к чему никого не обязывающие.

Наконец, ещё одна большая проблема — кадры и зарплаты. Диспетчеров «Безопасного города» Ростовская область готовит собственными силами. Штат системы составляет порядка 600 человек.

— В Санкт-Петербурге есть центр, где готовят специалистов по системе 112. Мы обучили там сотрудников, они вернулись и теперь учат других. Но уровень зарплат, прямо скажем, не самый привлекательный. Плюс есть большая проблема со специалистами более высокого уровня — аналитиками, программистами, системными администраторами, — рассказал Панов.

Когда заработает?

В настоящее время «Безопасный город» в Ростовской области работает в тестовом режиме в пяти территориях — Ростове, Азове, Аксае, Таганроге и Аксайском районе. До конца года к нему подключат ещё 20-25 муниципальных образований, а в 2020 году — территорию всей Ростовской области.

По словам Сергея Панова, предстоит сделать две основные вещи. Первое — наладить саму работу «Безопасного города». Это означает отсеять ненужные системы, определить, какие данные системе нужны, а какие нет, и наладить взаимодействие всех подсистем так, чтобы они не конфликтовали и без сбоев работали, дополняя друг друга.

Второе — это увеличить количество различных датчиков (в первую очередь — уровня воды) и видеокамер. Конкретные потребности, говорит Панов, здесь определить невозможно — чем больше, тем лучше. И заниматься этим можно бесконечно. Как минимум речь идёт о том, чтобы покрыть всю территорию Ростовской области камерами видеонаблюдения, фиксирующими природные пожары. Эффективный радиус действия одной камеры — 5 километров.

При этом в рамках реализации президентских нацпроектов по всей России начинается внедрение «Умного города», в который «Безопасный город» должен войти. Под «Умный город» также обещают нормативную базу, и если она появится, то не исключено, что некоторым регионам России придётся переделывать то, чтобы уже создано. Власти Ростовской области, по крайней мере, не исключают такой возможности, но надеются, что их «Безопасного города» это не коснётся.

Сергей Деркачёв

Поделиться: