В Ростове на Северном кладбище бесследно пропали книги учёта захоронений

Замглавы администрации предположил, что документы «утеряны или похищены»

Кладбищенская идиллия

В 2013 году на своей первой пресс-конференции руководители новоиспеченного МКУ «Служба городских кладбищ» в лице директора Ивана Запорощенко и его зама Игоря Усикова в один голос заявили о решимости избавиться от пережитков прошлого и навести порядок на ростовских погостах.

В качестве первого шага было обещано провести масштабную инвентаризацию захоронений на Северном кладбище. Прозвучал аргумент, что «инвентаризация поможет точно определить, каков ресурс кладбища».

Эти бодрые заявления были сделаны в агентстве «Интерфакс» при огромном скоплении людей, большинство которых оказались не журналистами, а владельцами ростовских компаний, занимающихся похоронным бизнесом. Предприниматели заявили, что пришли «посмотреть в глаза новому руководству СГК и высказать то, что на сердце».

Лежать в этом квартале суждено не каждому

А на сердце у предпринимателей оказалось немало вопросов и претензий к дуумвирату Запорощенко-Усиков. В большей степени вопросы были адресованы к Игорю Усикову, более десяти лет проработавшему в сфере ритуальных услуг, в отличие от Ивана Запорощенко, бывшего директора торгово-закупочной фирмы, зарегистрированной в Москве.

Ответы на вопросы, по сути, сводились к одному и тому же: «Поверьте, всё будет по-другому. С новым названием — в новую жизнь!»

Прошло время, и настала пора выяснить, стало ли по-другому. По простоте душевной корреспондент donnews.ru первым делом позвонил руководителю МКУ «СГК» Ивану Запорощенко, обещавшему навести порядок. Однако, узнав о теме разговора, Иван Иванович запричитал: все вопросы только через управление по информационной политике... В итоге всё замкнулось на заместителе главы администрации по вопросам ЖКХ Владимире Арцыбашеве, который предложил прислать вопросы.

Ответа пришлось ждать долго. Более того, при подготовке статьи выяснилась одна пикантная подробность: пропали книги учёта захоронений на Северном кладбище за 18 лет. В списке вопросов, адресованных Владимиру Арцыбашеву, эта тема затронута не была, потому как об исчезновении книг учёта корреспонденту стало известно позднее.

Итак, обратимся к ответам.

О количестве кладбищ и занимаемой ими площади

«На территории Ростова-на-Дону расположено 9 муниципальных кладбищ. Из них открыто для захоронений только Северное городское кладбище, которое действует с 1972 года. Общая площадь городских кладбищ составляет 4188655 кв. метров (или 418,86 га). Общая площадь Северного городского кладбища составляет 2227129 кв. метров (или 222,71 га)».

Заявление кажется довольно странным, поскольку в июне 2013 года прокуратура объявила, что площадь Северного кладбища, фактически используемая для захоронений, — более 400 гектаров. Тогда же, летом 2013 года, прокурор выдал администрации представление оформить надлежащим образом «недостающие» 170 гектаров. Но, судя по ответу администрации, прокурорские требования до сих пор не выполнены.

Кроме того, по информации источника donnews.ru, внутри территории кладбища вот-вот появятся два участка частной земли, принадлежащей гражданам Гончарову и Сыркину.

Власти об этом не могут не знать.

Об инвентаризации на Северном кладбище

«В настоящее время проводится инвентаризация Северного городского кладбища. В целях изыскания мест для захоронения на Северном городском кладбище МКУ "СГК" были приняты следующие меры: производилась вырубка сухих деревьев и корчевание пней, вывоз земли, уборка площадок и контейнеров для мусора для последующего расположения мест захоронения. С учётом принятых мер по состоянию на 02.12.2014 года на Северном городском кладбище возможно размещение еще около 1550 захоронений. Земельных ресурсов для расположения новых мест захоронения может хватить на срок от одного до двух месяцев».

Судя по фото, места на Северном кладбище ещё более чем достаточно: есть огромные пустые пятна. И это не склоны, не обочина дорог (см. фото).

Пустое пятно расположено напротив квартала № 187. Почему там не хоронят усопших?

По оценкам экспертов, инвентаризация захоронений городского Северного кладбища в том виде, в котором она должна проводиться, стоит не менее 20 млн рублей. И логично предположить, что для таких специфических работ должен быть проведён тендер. Однако об этом ни слуху ни духу. Был ли проведён конкурс, и если да, то кто тот счастливчик, которому предстоит освоить два десятка миллионов?

О том, есть ли на Северном кладбище «элитные» кварталы и недовольстве рядовых граждан

«На Северном кладбище нет «элитных» кварталов, земля одинакова на территории всего кладбища. Земельные участки для захоронения умерших предоставляются в так называемом «рабочем» квартале. Поскольку в настоящее время земельные ресурсы Северного городского кладбища исчерпываются, то квартал, предназначенный для захоронений, ежедневно меняется, а участки для захоронения могут выделяться в различных местах... Ввиду острой нехватки земельных ресурсов на территории Северного городского кладбища МКУ "СГК" вынуждено изыскивать места для захоронения умерших в неудобных местах: на склонах, в связи с чем сужаются внутриквартальные проезды, а также вдоль лесополос, что вызывает недовольство родственников умерших».

Владимир Михайлович очень корректно выразился: «Вызывает недовольство родственников умерших». Люди не просто недовольны, они негодуют, когда видят свободные земли в кварталах 44Г, 44Д, 140Д, 140В, где нет склонов и дорог, а выделенные там участки превышают положенные по закону 2,3 метра на 2,3 метра. Вы будете смеяться, но, по версии департамента ЖКХ, те ограды и памятники, размер которых больше положенных 5,29 кв. метра, — не что иное как самозахват несознательными гражданами городской земли. Тогда резонный вопрос: почему бездействует администрация города и кладбища, если в течение 10 лет происходил самозахват муниципальной собственности?

Могилы ещё нет, но оградка уже стоит

К слову, так и осталось неизвестным, по какому принципу определяется, кому и где лежать. По логике, любой открытый для захоронений квартал должен быть отработан, и лишь потом следует начинать новый. Однако прочтём ещё раз: «Квартал, предназначенный для захоронений, ежедневно меняется, а участки для захоронения могут выделяться в различных местах».

О безвестном исчезновении книг учёта захоронений

Этого вопроса в направленном Владимиру Арцыбашеву списке не было, однако ответ на него существует. И он стоит того, чтобы привести строки без сокращения.

«Книги учёта захоронений переданы из МУП СКУ в МКУ «СГК» в рамках приказа ДЖКХ, однако переданы только имеющиеся книги учёта Северного кладбища. Значительная часть книг учёта захоронений и кремаций в МКУ "СГК" не передавалась (вероятно, утеряна или похищена). Книги учёта Братского, Пролетарского, Еврейско-Татарского, Александровского, Нижне-Гниловского, Верхне-Гниловского и Левенцовского кладбищ переданы частично. Считаю, что в рамках расследования уголовного дела по статье 201 УК РФ в отношении бывшего директора МУП "СКУ" Сухарева А. С. будет выяснено, где находятся книги учёта захоронений и кремаций, а виновные будут привлечены к ответственности», — таков ответ замглавы администрации Ростова по вопросам ЖКХ Владимира Арцыбашева председателю Ростовской Гордумы Зинаиде Неярохиной.

К слову, документ свеженький, датированный декабрём 2014 года.{{voter}}

Позабавило удивительно тонкое предположение автора документа о том, куда могла подеваться часть книг: «Вероятно, утеряна или похищена». Похитить — понятно, но потерять?! Это как, где?! По дороге с работы, когда нёс халтурку на дом?! Может, хулиганы отобрали?

Но что самое смешное: отговорку «потерял» следователи или судьи вполне могут признать убедительной...

А теперь самое время задаться вопросом: навели ли обещанный порядок в похоронной сфере новые руководители СГК и их кураторы?

Поделиться: