В Шахтинском театре премьера пьесы Александра Гельмана

О роли театра и скамейки в гендерных отношениях

Михаил Изюмский поставил «Скамейку». Премьера известнейшей пьесы известнейшего драматурга была сыграна в бенефис двух актеров — заслуженной артистки России Елизаветы Добринской и Александра Качалова.

В свое время эта «пьеса на двоих» обошла все театры страны и игралась с большим успехом. Этот успех понятен — прекрасное выстроенное действие, две отличные роли для актеров среднего возраста. Да и тема говорит сама за себя: выяснение отношений мужчины и женщины всегда были не безынтересны публике.

На сцене двое — Он и Она. Он и в публике выискивает «жертву на ночь», предлагая помощь в проводах до дома. Ее, естественно, дома. И тут его подзывает Она. Его действия  и слова стандартны — моя хорошая, пойдем к тебе домой. И тут — первый неожиданный поворот действия: они, оказывается, уже встречались: были и проводы домой, была и «ночь любви», после которой он быстро исчез, естественно, пообещав вернуться, да только обещания так и остались обещаниями. И это только первая неожиданность, которая ожидает зрителя, казалось, в привычном, казалось, ходе действия. Сколько их будет, пока в финале она не опустит в его карман ключ от своей квартиры. А он уйдет, ничего ей не пообещав.

Но, если честно и без обиды для актрисы, она мало похожа на контролера №9 на чулочной фабрике. Идет игра в искренность, в простоту. А уж песня, прозвучавшая в финале насчет садика, который сама садила, и вовсе, с точки зрения автора этих строк, не определяет состояние женщины, которая пережила на обычной садовой скамейке такую бурю чувств.

 С актером дела получше. Правда, и у него роль не выстроена, и вина за это —  полностью на режиссере. Зритель должен понимать, где персонаж притворяется, а где — искренен. Сейчас это трудно сделать. Да, «пьесы на двоих» — вещь сложная, может быть, даже сложнее, чем монопьеса: ни за что не спрячешься. Петелька–крючочек, петелька–крючочек — отношения плетутся как кружева. И порывы нити дорого обходятся для спектакля.

 Художник Зураб Мачитадзе придумал простое оформление, которое не мешало воспринимать действие. Он окружил обычную садовую скамейку черным полотном с нарисованными окнами домов, сделав, таким образом, встречу в укромном уголке парка просматриваемым «лобным» местом. Что сейчас довольно актуально: пьеса, написанная десятилетия назад, возвращает нас к проблемам личным отношений, которые, как оказалось, не принадлежат определенному времени, а вечны.

Поделиться: