Программа пребывания президента Путина в Ростове получилась насыщенной: за полдня глава государства провёл два крупных совещания, одну встречу, совершил две экскурсии и успел по видеосвязи запустить сталеплавильную печь в Таганроге.
От трапа вертолёта Владимир Путин в сопровождении немногочисленной делегации прямиком отправился знакомиться с продукцией отечественного авиапрома. Начищенные до блеска цеха «Роствертола», рабочие в новеньких костюмах, облепившие полусобранный вертолёт, но зорко наблюдающие за высоким гостем... Путин, поджав губы, смотрит на образцы новой техники. Изредка задаёт вопросы, кивает головой, но все комментарии, как по поводу увиденного, так и в отношении отрасли в целом, впереди — на совещании.
В промежутке между совещанием — короткая встреча с губернатором Ростовской области. Василий Голубев рассказал о строительстве объезда Тарасовки, кольца вокруг Ростова, о планах строительства новых дорог и развитии порта. Президент отвечал односложно и даже как-то отстранённо — обычное протокольное мероприятие.
В те 15 минут совещания о состоянии дел в вертолётостроении, которые позволили увидеть общественности на экранах мониторов в пресс-центре, Владимир Путин дал общую характеристику отрасли.
В конце выступления прозвучало президентское напутствие: к 2020 году доля российских вертолетов на мировом рынке должна составить не менее 18%. Иными словами, каждый пятый-шестой геликоптер должен быть выпущен с маркой Made in Russia.
Ланч-тайм — и президента пригласили в сектор «В», где организаторы всю предыдущую неделю развешивали экспозицию. Среди экспонатов — макеты нового стадиона на Левбердоне, будущий Ворошиловский мост, аэропорт... и трубы, которые выпускает ОАО «Тагмет». Президент не просто дежурно смотрит стенды, а ещё их читает. О прочитанном напомним позднее.
Председатель совета директоров металлургической компании Дмитрий Пумпянский, рассказывая о новых мощностях, в какой-то момент предлагает ВВП запустить новую печь по видеосвязи. Пункт с запуском печи не входил в официальную программу и предполагался как экспромт.
Любопытно, что перед началом визита представитель областного правительства отказывалась говорить об этом, боясь сглазить: «А вдруг ОН откажется, тогда что?» Но ОН (к счастью) не отказался, и печка, презентованная как суперсовременная, мощная и безопасная, введена в строй.
Этот «рояль в кустах» дал повод поёрничать обитателям блогосферы, которые утверждали, что печь уже давно запущена, а пафосное нажатие кнопки — не более чем попытка сделать приятное дорогому гостю. Интересно, заказана ли табличка о том, КТО запустил печь?
Пока ВВП знакомился в инфраструктурой в макетном варианте, в соседнем секторе «А» текла своя жизнь. Чиновники и бизнесмены активно общались. На фоне строгих чёрно-серых костюмов своим облачением выделялись двое: глава «Евродона» Вадим Ванеев и полпред президента в ЮФО Владимир Устинов. Ванеев в синем костюме внимательно вычитывал за столом бумаги, готовясь к выступлению. А полпред, одетый в кремовый костюм и светлые штиблеты, слушал анекдоты от своих приятелей.
В это же время глава Минсельхоза России Николай Фёдоров раздавал интервью, а министр финансов Антон Силуанов активно изучал свой телефон.
Президент вошёл неожиданно и быстрым шагом направился к своему месту.
— Подожди фотографировать, — посоветовал московский оператор. — Через несколько минут минут он будет не столь напряжённый.
Владимир Путин оглядел собравшихся и предупредил, что говорить сегодня надо не столько о достижениях, сколько о проблемах. Но для начала президент всё же похвалил областное руководство. Сидевший напротив президента губернатор Голубев слегка изменился в лице, когда глава государства стал говорить о недостатках. Среди таковых — снижение уровня среднемесячной заработной платы (ниже среднероссийского) и высокий уровень безработицы, неблагополучная демографическая ситуация и высокая смертность.
— О смертности это я у вас на стенде прочитал, — пояснил Путин Голубеву.
По словам президента, в Ростовской области далека от идеальной и ситуация в ЖКХ: высок уровень неплатежей, в том числе и от управляющих компаний, сохраняются бюрократические препятствия, высокие размеры процентных ставок по кредитам, остаются проблемы с подключением к инженерной инфраструктуре... Удивление у президента вызвал тот факт, что ростовские предприниматели активно вкладывают средства в экономику других стран, в частности в Грецию.
Василий Голубев признал, что недостатки есть, но правительство активно и успешно с ними борется.
— Сегодня два показателя, по которым немножко отстаём. Один из них — это, к сожалению, потеря людей по болезням кровообращения. У нас был уровень 963 на 100 тысяч жителей, сегодня уже 800 с лишним, то есть мы хорошо «упали», но целевой показатель — 777, то есть нам работать и работать здесь. А второй показатель, который мы совершенно очевидно решим, — это переселение из аварийного жилья. Там совсем незначительное отставание, но один город у нас «провалился» — Гуково, — сообщил Голубев.
Донские предприниматели сетовали не столько на бюрократические препоны внутри области, сколько на несовершенство федерального законодательства. Уполномоченный по делам бизнеса в области Олег Дереза от души пнул ФЗ-94. Много говорили о трудностях в сельском хозяйстве, а посему ответчиком чаще других Владимир Путин назначал министра Фёдорова.
Последний вопрос — о кредитах в сельхозотрасли — привёл министра в замешательство. А после реплики Путина в адрес Фёдорова: «Он, видимо, не въехал. Повторите ещё раз», — бывший бессменный глава Чувашии, а ныне глава аграрного сектора стал заикаться и заговорил с акцентом, чем вызвал лёгкие улыбки в зале совещаний и откровенный смех в пресс-центре.
На исходе второго часа совещания президент намекнул, что пора бы закругляться. Но желающих выступить перед ВВП было слишком много. В какой-то момент это напомнило первые съезды 90-х годов, где главной целью было не сказать что-то дельное, а засветиться.
Заключительное слово главы государства оставило ряд вопросов.
— Мне обидно слышать, что Ростовская область до сих пор является дотационной, а губернатору, я думаю, еще обидней осознавать, что область с её колоссальным интеллектуальным, производственным и историческим потенциалом до сих пор является таковой. Нужно сделать всё, чтобы она из этого состояния вышла. Но самое главное, чтобы эти результаты благоприятно отразились на уровне жизни ростовчан.
Что это было: очередной упрёк местным властям или пожелание на будущее? Кто знает…
Фото donland.ru и donnews.ru
Поделиться: