Вступившие в силу 1 июля этого года послабления для участников госзакупок уже ударили по Ростову, заявил и. о. главы администрации города Алексей Логвиненко. При этом федеральные власти планируют сделать всё ещё хуже.
Как пояснила начальник управления экономического контроля администрации Ростова Патимат Махдиева, с 1 июля для строительных работ и капитального ремонта уже отменена возможность установления заказчиком требований к товарам и материалам. Сейчас в ФАС РФ готовят закон, который в принципе исключит первую часть заявок участников госзакупок.
— То есть будет так, что все участники допускаются до торгов, все выходят на аукцион, проводятся торги, и уже после того как заказчик узнаёт победителя, он смотрит его заявку на соответствие, проверяет достоверность представленных данных и так далее, — рассказала она.
Смысл затеи в том, чтобы исключить неправомерный отсев заказчиком участников аукциона. Это должно усилить конкуренцию. Однако на практике, говорит Логвиненко, это повлечёт и очередную волну недобросовестных участников торгов.
— Мы же понимаем, что уже сегодня компания {строительная}, у которой, например, есть штат 150 человек и 50 единиц техники, по сути, равна компании, у которой нет ничего, но зато есть хотя бы единичный опыт генерального подряда. Сейчас все пытаются получить доступ к бюджетным деньгам, а в итоге мы не всегда можем получить того добросовестного подрядчика, который будет работать в срок, — посетовал он.
С ним согласилась и Патимат Махдиева:
— Это огромный урон тем добросовестным подрядчикам, которые отсеивались от других ещё на стадии первой части заявки.
По её словам, в Ростове, как и по всей России, на госзакупках уже набирает обороты рейдерство.
— Есть фирмы-однодневки, у которых одна цель — снизить цену и вынудить добросовестного подрядчика заплатить им или предоставить субподряд, — рассказала она.
Как говорит Логвиненко, в Ростове на отдельные аукционы уже регистрируется по 5-7 участников, которые начинают друг друга шантажировать.
— У нас сейчас много наглядных примеров, когда добросовестных подрядчиков с участия в аукционе {с помощью жалоб в ФАС} повыкидывали, затем ФАС приостанавливает торги, а далее приходят и побеждают предприятия, которые вообще непонятно как будут выполнять работы. И в итоге к работам они так и не приступили. Сейчас начинаем разыгрывать {подряды} заново, но опять заходим с работами в осень-зиму. В итоге попадём в зону внимания ОНФ и оппозиции, будут говорить, что администрация поздно заключила контракты, — пояснил и. о. главы.
Федеральный законодатель при этом, конечно, пытается принять меры по борьбе с такими предприятиями. В частности, сейчас обсуждается введение административной ответственности за подачу необоснованной жалобы в ФАС на одного из участников торгов со стороны другого участника. Однако, по мнению Логвиненко и Махдиевой, этим никого не испугать.
— В УФАС Ростовской области, — говорит начальник управления экономического контроля, — уже есть случаи разбирательств по сговору именно между участниками торгов с целью демпингового снижения цены контракта и вынуждения подрядчика заключить договор по невыгодной цене.
По словам Логвиненко, проблема крайне серьёзная, и администрация Ростова намерена достучаться до федеральных властей через правительство региона и депутатов, представляющих Ростовскую область в Госдуме.
— Проблему надо поднимать от имени всех регионов, и тогда в Москве поймут {что с этой ситуацией что-то надо сделать}, — добавил он.
Патимат Махдиева, в свою очередь, сообщила, что со стороны её ведомства в федеральное правительство уже направлены предложения об исключении такого способа проведения госзакупок, как электронный аукцион. По её мнению, все закупки нужно проводить только посредством конкурсов, так как такой формат позволяет заказчику требовать от потенциальных подрядчиков не только уступок в цене, но и наличия опыта работы, деловой репутации и прочих немаловажных вещей.
При этом о необходимости перевести госзакупки исключительно на конкурсы различные эксперты говорят уже не один год. Однако федеральные власти их пока не слышат.