На федеральном уровне разгорается скандал вокруг детей из Ростовской области, которые уже много лет содержатся в подмосковном православном приюте «Покров». 4 февраля 10 из них забрали родители, которым до этого много лет и дела не было до ребят. По словам директора приюта, на родителей надавили власти Ростовской области.
Как поведала «Комсомольской правде Ростов-на-Дону» директор «Покрова» Юлия Максимова, всё началось осенью 2018 года в Родионово-Несветайском районе Ростовской области.
«В станице Большекрепинской произошло убийство ребёнка {donnews.ru писал об этом}. Семья была неблагополучная, и поэтому собралась комиссия при правительстве Ростовской области и выехала к органам опеки этого района. Проведя рейд по всем неблагополучным семьям, комиссия выяснила, что часть детей, а именно 7 человек, по заявлению родителей находится у нас. Был получен приказ от комиссии срочно вернуть этих деток в Ростовскую область», — рассказала Максимова.
Одновременно, продолжает Максимова, по запросу властей Ростовской области приют начали проверять прокуратура, Роспотребнадзор и органы опеки. «Покров» все проверки прошёл, однако, не дождавшись результата, власти Ростовской области, говорит директор приюта, собрали родителей, и «под давлением все они написали заявление» {о возврате ребёнка}.
«Из-за чиновничьего указа детей вырывают посреди учебного года из нормальной обстановки и помещают их, как выясняется, или в казённую {интернаты Ростовской области}, или в ту же, из которой мы детей и забирали {к неблагополучным родителям}», — рассказала Максимова.
Занятия в приюте «Покров»
Всего в приюте «Покров» содержалось 15 детей из Ростовской области — от 4 до 17 лет. Уехали в итоге 10. По словам Максимовой, они не хотели уезжать, но по закону дети имеют право голоса в этом вопросе лишь с 10 лет.
«Но у нас остался и 8-летний мальчик. Я не думала, что он так отреагирует. Он увидел маму, понял, что ничего не изменилось, и сказал: «Нет, я не поеду», — рассказывает Максимова. 4-летняя девочка, которая, как пишет «Комсомольская правда Ростов-на-Дону», при виде отца тоже не хотела к нему возвращаться, так как «он много водки пьёт», всё-таки уехала в Ростовскую область.
В «Покрове» есть свой хор
«Вы представляете, родители всех 15 детей в один час, в одно мгновение все перестали пить, улучшили условия, устроились на работу. Это глупо? Глупо. Сотрудники Ростовской области пришли с чётким указанием забрать детей любой ценой», — продолжает Максимова.
По её мнению, ситуация может быть связана с желанием властей Ростовской области «забить места» в региональных детских домах, в которых недобор по воспитанникам, а значит, и сокращены поступающие от федеральных властей субсидии. Заметим, что в Ростовской области в последние годы и вправду закрылось несколько детдомов по причине сокращения числа содержащихся в них детей.
И свой театральный кружок
«Одна из приехавших мам не успела сесть в автобус обратно {в Ростовскую область}, как ей уже объявили, что она лишена родительских прав», — говорит Максимова.
Здесь надо пояснить, что такое вообще социальный приют. О работе одного из таких учреждений donnews.ru писал несколько лет назад. Это приюты, которые, как правило, создаются при православных приходах. Они являются альтернативой детскому дому, при попадании в который ребёнок становится официально сиротой, так как его родителей лишают прав. С приютом же достаточно подписать договор об оказании социальной услуги, и ребёнок полностью переходит на его иждивение. Родители, в свою очередь, через сколько угодно времени могут «одуматься» и вернуть чадо.
В минобразования Ростовской области «Комсомольской правде Ростов-на-Дону» прокомментировали своё решение. Во-первых, согласно законодательству, дети должны содержаться поближе к родителям.
«Однако дети были помещены в «Покров», расположенный в Московской области. Таким образом, местонахождение приюта препятствует регулярному посещению детей, длительное разлучение с родителями не способствует восстановлению детско-родительских отношений, сохранению и восстановлению родственных связей», — говорится в ответе.
Кроме того, чиновники якобы нашли какие-то нарушения в тексте договора между приютом и родителями, а также указали, что нахождение детей в Московской области мешает ответственным работникам органов опеки Ростовской области следить за качеством их содержания. Притом, что одна из девочек живёт в «Покрове» уже 12 лет.
В министерстве также указали, что в Ростовской области есть и свои социальные приюты и детские учреждения, в которых полно свободных мест. И здесь им легче видеться с родителями.
На ситуацию уже отреагировала уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова. Она назвала недопустимыми действия органов опеки Ростовской области, так как они нарушают интересы детей.
«В нарушение интересов самих детей и норм закона представителями Ростовской области не была обеспечена работа по налаживанию детско-родительских отношений: ни одной предварительной встречи с родителями, которых они долгое время не видели, проведено не было. Кроме того, на одного из детей и вовсе отсутствовал необходимый пакет документов. Четверо детей написали отказ от возвращения домой. Кстати, один ребёнок живёт в социально-реабилитационном центре с 2007 года», — говорится на официальном сайте уполномоченного.
Кузнецова также подтвердила тот факт, что на родителей детей власти Ростовской области оказывали давление, чтобы те расторгли договор с «Покровом».
«У нас имеется соответствующее обращение. Это абсолютно недопустимо, особенно когда не отвечает интересам ребёнка по ряду обстоятельств. Мы будем следить за жизнеустройством тех детей, кто уехал с родителями в Ростов, а также дадим оценку действиям органов опеки, так как цена их ошибок — судьбы детей», — подчеркнула детский омбудсмен.
Как бы то ни было, говорят в министерстве образования Ростовской области, часть детей уже передана родителям, которые «выразили желание самостоятельно их воспитывать». Контролировать их будут инспекторы по делам несовершеннолетних. Если что-то пойдёт не так, то ребят снова отправят в социальные приюты или другие подобные учреждения.
Станица Большекрепинская