Возможный отказ от установки в Ростове памятника Солженицыну назвали вредным для города

Место для скульптуры до сих пор не определено

Вопрос об установке в Ростове памятника Александру Солженицыну в последнее время перетёк в дискуссии о личности самого нобелевского лауреата и попытки убедить общественность в том, что писатель — предатель родины.

Авторами таких заявлений выступили как некоторые ростовчане на сайте администрации города, так и активисты движения «Суть времени». За последний месяц они организовали два пикета против установки памятника, собрали подписи под обращением к первому замгубернатора Ростовской области Игорю Гуськову. Donnews.ru попытался узнать, как ростовчане относятся к Солженицыну и когда же памятник всё-таки появится в городе.

На месте Солженицына поставили Платова

Председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин говорит, что вопрос об установке в Ростове памятника Солженицыну муссируется уже не первый год.

— В 2013 году на заседании межведомственной комиссии одним из главных вопросов была установка памятника Солженицыну, а другим — установка памятника Платову. Для установки предлагалось несколько мест — возле университета, где он учился, на Пушкинской между Соколова и Ворошиловским или между Семашко и Газетным. Согласно историческим данным, 18 ноября 1936 года именно в центре Ростова, на Пушкинской, Солженицыну пришла в голову мысль написать книгу «Люби революцию». Несмотря на то, что установку памятника Платову отклоняли восемь раз, в результате его установили именно там, где предлагали установить Солженицына — на площади у главного корпуса ЮФУ. А вопрос о Солженицыне завис, потому что нужен был инвестор.

В 2014 году президент Владимир Путин подписал указ о праздновании в 2018 году столетия Солженицына. Власти, а также ЮФУ и Донская публичная библиотека анонсировали ряд праздничных мероприятий. Но вопрос с памятником всё же оставался открытым до 2016 года, пока не появился спонсор — профессор, математик по образованию Алексей Сухарев. Его фонд имени священника Илии Попова, расстрелянного в 1937 году, выделил на установку 3 млн рублей.

72% опрошенных ростовчан высказались против памятника

В конце весны на сервисе «Активный ростовчанин» администрация попросила горожан проголосовать за или против установки памятника Александру Солженицыну, а также выбрать для него место — на Пушкинской (в районе школы № 80) или на пересечении проспекта Солженицына и улицы Ерёменко.

К призыву о голосовании прилагался эскиз памятника работы местного скульптора Дмитрия Лындина. Сообщалось, что фигура высотой 2,3 метра будет выполнена из бронзы, метровый постамент — из гранита. Писатель с книгой в руке поднимается по чёрно-белым ступеням.

В итоге из тысячи проголосовавших почти 15% захотели видеть памятник в центре города, 13,2% — в Левенцовке. Однако почти 72% высказались против установки. В комментариях ростовчане удивлялись, что установку инициировали власти, и называли Солженицына лжецом, предателем Родины, «вражиной махровой» и антисоветчиком.

Власти забраковали места в центре города

По словам правозащитника Витольда Абанькина, общественники и скульптор предложили властям уже четыре места для установки, но все варианты были отклонены.

— Стрельцова {Ирина Стрельцова — заведующая сектором охраны и сохранения объектов культурного наследия в управлении культуры Ростова. — donnews.ru} на встрече с заместителем мэра Ростова Скрябиным спросила у нас: «А вы не боитесь ЧП, если памятник будет на Пушкинской?» Тогда было предложено установить памятник на краю города. Спонсор категорически против этого места.

Празднование столетия приближается, а вопрос с установкой снова повис в воздухе.

Ставить памятник на окраине города, в Левенцовке, нельзя по разным причинам, считает Витольд Абанькин.

— Проспект Солженицына — это полупроспект: с одной стороны — несколько высоток, с другой — амброзия. Площадка под него там не готова, для неё нужны дополнительные миллионы. И, в конце концов, сам памятник рядом с цветными высотками будет выглядеть смешно, как карлик, — говорит он.

Эскиз скульпторы придётся изменить

Скульптор Дмитрий Лындин сообщил donnews.ru, что уже в ближайшее время он вместе со спонсорами предложит для памятника новое место. Но говорить, какое именно, наотрез отказался. Лишь заметил, что точно не на проспекте Солженицына и не на Пушкинской.

— Так как та скульптура не вписывается в новый архитектурный облик, я сейчас немного меняю проект. Если комиссии этот вариант понравится, тогда уже всем объявим, — сказал он.

По словам Лындина, памятник Солженицыну однозначно появится только в следующем году. Сумма финансирования не меняется.

На двух пикетах собрали 500 подписей

На заявление правительства Ростовской области, подтверждающее намерение установить памятник и широко отпраздновать столетие Солженицына, обратили внимание активисты движения «Суть времени».

— Раз спросили граждан и они что-то ответили, а их мнение всё-таки проигнорировали, мы решили лишний раз напомнить, что это не самый достойный персонаж для увековечивания, — высказался один из главных инициаторов пикетов, представитель движения «Суть времени» Максим Гончаров.

«Александр Солженицын — человек, внёсший огромный вклад в разрушение СССР. Это человек, обелявший нацистских пособников в лице власовцев и бандеровцев. В шестой главе первой части книги «Архипелаг ГУЛАГ» он высказывал сожаление о том, что Гитлер не смог в должной мере использовать членов коллаборационистских формирований для разрушения СССР. Он пытался принизить значимость Великой Победы» — с такой позицией «Суть времени» выходила на пикеты. В итоге была собрана весьма небольшая для города-миллионника цифра — около 500 подписей. Письмо с подписями ещё не передано в правительство Ростовской области.

— У нас не было цели опросить весь город. Главное было указать на такую позицию. Мы отдадим обращение, а дальше посмотрим по обстоятельствам. 30 сентября в Ростове состоится конференция с участием лидера движения Сергея Кургиняна. И вопрос установки памятника будет на ней также подниматься, — сказал он.

Филологи: запретов в сфере культуры быть не должно

Пока пикетчики решают, что им делать дальше, преподаватели Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ во главе с его директором написали открытое заявление в защиту памятника. А также публично высказали своё мнение о ситуации.

По мнению гендиректора аналитического центра «Эксперт Юг», доктора филологических наук и доцента кафедры отечественной литературы ЮФУ Владимира Козлова, подписи за запрет памятника могут быть оставлены только людьми, которые не читали книг Солженицына и никогда всерьёз не изучали его биографию.

Козлов несколько раз подчеркнул, что запрещать что-либо в сфере культуры нельзя.

— Если есть люди, которым нужен памятник Солженицыну, пускай он будет. Не надо назначать героев для всех. Я уверен, что у каждого это разные люди. Достаточно посмотреть на тиражи изданий, на то, сколько изданных книг одновременно находится в продаже, чтобы понять, насколько это живой классик, — отметил он. — Современники имеют своё право на суждение о таких фигурах. Но для следующего поколения — это уже наследие, и оно нуждается в другой дистанции, другом отношении.

Владимир Козлов обратил внимание и на прагматическую сторону ситуации:

— Александр Солженицын — это единственная величина подобного масштаба, с которой Ростов связывает 17 лет. Я считаю, что та информационная ситуация, которая сложилась в Ростове по отношению к Солженицыну, наносит ущерб городу. Все города, которые хотят развиваться, сегодня придумывают, как им использовать свой культурный потенциал. И в этом смысле Ростов явно не из передовиков. У нашего города есть неиспользованный культурный потенциал, и Солженицын — его существенная часть. Вводить сейчас запрет — это значит наносить вред перспективам Ростова как культурной столицы Юга России.

«Дискуссия» о Солженицыне не имеет права на существование

Мнение, что Солженицын не нуждается в поддержке, высказала и завкафедрой отечественной литературы ЮФУ Елена Белопольская:

— Я вспомнила слова Булгакова из пьесы «Кабала святош». Там очень умный, прагматичный король говорит о Мольере: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы». Мне кажется, это в полной мере можно отнести и к Александру Исаевичу. Его место уже определено и в истории России, и в истории литературы.

Доцент кафедры отечественной литературы ЮФУ Светлана Калашникова, защитившая диссертацию по роману-эпопее «Красное колесо», назвала ситуацию «невидением глобальности фигуры».

— Получается, что «Я Пастернака не читал, но я скажу». Очевидна работа на уровне приёма отбрасывания сути вопроса. Чтобы говорить о Солженицыне, его нужно читать и знать, — сказала Калашникова. — Более того, какая разница, завышено число жертв репрессий или нет? Ведь важен каждый. Достоевский мерил слезинкой одного ребёнка.

Где именно появится памятник Александру Солженицыну, пока неизвестно. Но уже понятно: представители культурного и учёного сообщества Ростова сходятся во мнении, что в Ростове, где немало мест, связанных с именем нобелевского лауреата, должен появиться и музей Солженицына, и, вероятно, какой-то туристический маршрут. {{voter}}

«Мы считаем, что базовый вопрос, который кладётся в основу “дискуссии” о Солженицыне, вообще не имеет права на существование. Не нам судить, в достаточной ли степени Солженицын был патриотом или не в достаточной. Мы можем не соглашаться с теми или иными высказываниями или взглядами любого из великих культурных деятелей прошлого, но наши идеологические сиюминутные оценки не должны влиять на оценку реальной роли, которую обсуждаемому человеку выдалось сыграть в отечественной культуре. И тем более вызывающий споры вопрос о степени патриотизма не должен быть основанием для принятия решения о создании памятника писателю в Ростове», — считают они.

Поделиться: