Южный федеральный университет (ЮФУ) по результатам 2017 года получил доход от интеллектуальной собственности в размере 327 млн рублей, при изначальном плане в 265 млн рублей. Об этом ректор вуза Марина Боровская сообщила в рамках своего отчёта на заседании Учёного совета ЮФУ.
При этом, по её словам, перед вузом стоит задача несколько изменить структуру этой статьи доходов.
— Сейчас мы заняты тем, чтобы нарастить долю {доходов — donnews.ru} от искусственного интеллекта. Чтобы встроиться в цифровые платформы, которые сегодня нам предложены страной, — поясняет она.
То есть, к сожалению, речь идёт не о том, чтобы поспевать за мировыми трендами, а о том, чтобы держать «линию партии».
— Мы хотим, чтобы реакция университетов на программу создания цифровой экономики с нашей стороны прозвучала, — не оставила сомнений в истинных целях Боровская.
По её словам, вуз наконец-то готов поделиться своими доходами от интеллектуальной собственности и с авторами приносящих прибыль разработок, то есть, с учёными. На эти цели на 2018 год в бюджете вуза заложено 3,5 млн рублей.
— Это мера стимулирования, мера поддержки, которая позволит учёным понимать, что их работа будет приносить доход не только университету, но и им. Мы готовы себе это позволить и посмотреть, что получится, — говорит Боровская.
Что касается бюджета вуза на 2018 год, то он изменится не сильно и, как и годом ранее, составит «пять миллиардов с хвостиком». Для увеличения этой цифры Боровская рекомендовала коллегам обратить пристальное внимание на «теневой рынок» дополнительного образования.
— Высшая школа экономики буквально недавно предоставила нам данные, что только одинадцатиклассники в прошлом году оставили в теневом рынке репетиторства 30 млрд рублей. Это наши с вами деньги. Те деньги, которые могли придти в систему вузов, если бы мы выстроили систему курсов, за которыми обращаются молодые люди, — поделилась ректор ЮФУ.
Вообще проблема денег, судя по выступлениям на Учёном совете ЮФУ, для отечественной науки остаётся краеугольной, несмотря на недавние обещания федеральной власти резко взяться за увеличение финансирования ради преодоления отставания он Запада. Без лишних обиняков об этом рассказал научный руководитель ЮНЦ РАН, известный океанолог Геннадий Матишов.
— Мало денег, нам всем не хватает финансов. Это главная проблема. Мы молодцы, но надо добывать деньги. Потому что в ближайшее время {от государства — donnews.ru} дополнительно ничего не будет. 1,4 млрд рублей — это всё, что идёт {у ЮФУ в 2018 году — donnews.ru} на исследования. В целом, это очень большие деньги, но очень маленькие, чтобы двигать науку, — заявил он.
Добавим, что на 2018 год в бюджете России расходы на военно-промышленный комплекс составят $46 млрд (2,8% ВВП). При этом летом 2017 года в Москве в сквере Суворовской площади прошёл митинг профсоюза работников Российской академии наук. Протестующие требовали увеличить расходы на науку хотя бы до 0,22% ВВП России в 2018 году. Как заявил тогда председатель Профсоюза работников РАН Виктора Калинушкина, «ни одна уважающая себя страна в мире не тратит на науку меньше 1,5% ВВП, а ведущие страны — меньше 2-4% ВВП».