За сбитого на самокате ребёнка ответит кикшеринговая компания

Ростов перенял у Санкт-Петербурга эстафету «закручивания гаек»

Электросамокаты. Фото riafan.ru

Что произошло?

Инцидент случился ещё 23 июня в Ростове на Пушкинской, а рассказала о нём в соцсетях мать пострадавшего ребёнка. В итоге историю быстро распространилась и получила множество откликов.

По словам женщины, она гуляла с ребёнком по Пушкинской, когда на её сына налетел парень на электросамокате.

«Это случилось за две секунды, его снёс молодой человек на электросамокате, который гнал со скоростью 20–25 километров в час, не меньше. Ребёнок не выбежал на встречку, его снесли сзади», — говорила женщина, заверяя, что сын находился в метре от неё, то есть был под присмотром.

По её словам, парень, сбивший её ребёнка, остановился, извинился, но место происшествия покинул. Тем более что женщина вызвала полицию. Пострадавшего ребёнка отвезли в больницу, но, к счастью, всё обошлось без серьёзных травм — только ссадины и ушибы.

Горожане в соцсетях за редким исключением выразили своё негодование произошедшим. Кто-то в принципе говорил, что электросамокатчики надоели и всем мешают, кто-то осуждал лишь конкретно этого парня, который мало того, что не смог справиться с транспортным средством и мчался по тротуару на высокой скорости, так ещё и решил сбежать от ответственности.

Справка
 

Кикшеринг — система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом.

Неожиданное продолжение

А в понедельник, 28 июня, в пресс-службе Следственного комитета по Ростовской области сообщили, что по факту инцидента возбуждено уголовное дело. Правда, что было неожиданно, в отношении компании, которой принадлежал самокат, на котором был сбит ребёнок. Статья — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни.

Казалось бы, виноват только 28-летний мужчина, который сбил ребёнка. Однако с ним пока даже не придумали, что делать. Согласно официальному комментарию, «после проведения необходимых следственных действий его действиям также будет дана правовая оценка».

Фабула дела, по версии Следкома, звучит следующим образом: «неустановленные в настоящее время лица» из числа руководителей кикшеринг-компании должны были обеспечить правила безопасности жизни и здоровья потребителей, а также окружающих «на всех этапах оказания услуг». Однако не сделали этого, передали 28-летнему парню в пользования самокат, а тот на нём сбил ребёнка и скрылся с места происшествия.

«В настоящее время установлен и допрошен следователями мужчина, совершивший на арендованном электросамокате наезд на ребёнка. Самокат, на котором передвигался мужчина, изъят. Также допрошены родители пострадавшего мальчика, представитель коммерческой организации. В помещении коммерческой организации проведён осмотр места происшествия, принимаются меры к установлению местонахождения и изъятию правоустанавливающих документов организации», — рассказали в Следкоме.

Негде кататься

Как удалось выяснить donnews.ru, самокат, на котором был совершён наезд на ребёнка, принадлежит компании Urent, которая работает в десятках городов по всей России. Согласно информации системы «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирована она в городе Ессентуки Ставропольского края в 2017 году. Основной собственник — некая Ольга Стефанюк (48,9%). Генеральный директор — Иван Туринге.

Собственно, на сайте компании есть выписка из правил ПДД, касающихся велосипедистов. Именно на них предлагают ориентироваться, так как правила управления электросамокатами в России пока законодательно не урегулированы. Так вот, в правилах говорится, что если скорость велосипедов ниже 40 километров в час, то двигаться они должны по крайней правой полосе проезжей части в один ряд. Можно ездить и по обочинам, но вот по тротуарам движение велосипедов запрещено.

«Если вы хотите двигаться по тротуару, то вам необходимо слезть с велосипеда и тем самым приравнять себя к пешеходу», — говорится на сайте Urent, предполагая, что это полностью актуально и для электросамокатов.

Как известно, на деле эти правила практически никогда не соблюдаются. Электросамокаты, как и велосипеды, двигаются в основном по тротуарам. Понять нежелание людей выезжать на самокате или велосипеде на дорогу вполне можно, однако и среди пешеходов им делать нечего.

По словам эксперта по развитию велоинфраструктуры, ростовского велоэнтузиаста Дмитрия Гусева, количество электросамокатов в городе быстро растёт, и это, в свою очередь, приводит к вполне ожидаемым проблемам. И сбитый на Пушкинской мальчик — первый, но, скорее всего, не последний такой случай.

— Решить проблему помогло бы создание велосипедной инфраструктуры. Она позволила бы всем средствам индивидуальной мобильности передвигаться обособленно и более безопасно для всех, — считает он.

По словам Гусева, он ни в коей мере не оправдывает парня, который сбил ребёнка, однако у многих самокатчиков в Ростове, даже у самых ответственных, опытных и дисциплинированных, зачастую нет иного варианта, кроме как проехать по тротуару.

— Другой вопрос, что проехать можно по-разному. Как минимум — не врезаться в людей, — говорит он.

Вписались в повестку

Шеринг электросамокатов в крупных городах существует уже пару лет, однако именно в 2021 году у этого сервиса начались проблемы. Заговорили о них впервые в Санкт-Петербурге, где в мае-начале июня произошло несколько наездов на пешеходов. При этом пострадавшие — в основном малолетние дети. И в большинстве случаев их затем госпитализировали в тяжёлом состоянии.

Это привело к тому, что на проблему обратил личное внимание глава СК РФ Владимир Бастрыкин. Тут же у многих кикшеринг компаний, работающих в Санкт-Петербурге, прошли обыски. Что именно хотели найти следователи — сказать сложно. Скорее всего, как пишет Forbes, пытались узнать, чьи были самокаты, на которых совершили правонарушения — личные или шеринговые.

Почему уголовные дела возбуждаются в отношении кикшеринг-компаний, а не только в отношении людей, наехавших на людей, также непонятно. Как считают некоторые из опрошенных Forbes юристы, это связано с тем, что правоохранители пока в принципе не понимают, что делать с электросамокатами и как реагировать на новое явление. В итоге пока выбирают путь наиболее жёсткий, тем более, что случаи наездов на детей активно тиражируются в СМИ, подогревая негодование граждан.

Так, юрист Владимир Бубликов заявил изданию, что видит в происходящем на рынке кикшеринга «типичную для России картину»: появление новой сферы услуг и непонимание, нужно ли её регулировать. «Она растёт сама по себе, самобытна, сама регулируется в рамках бизнес-процессов, которые выстраивают игроки. Затем неизбежно на каком-то этапе развития наступает некое событие, которое служит триггером, чтобы государство, не зная и не принимая иных методов, начинало закручивать гайки». Триггерами в данном случае выступают наезды на детей.

У общественности есть и другие версии, почему правоохранители столь жёстко взялись за кикшеринг.

«Государство просто не хочет вкладываться в инфраструктуру велодорожек, и вот результат. Если будут отдельные выделенные дорожки для мобильного транспорта, то не будет таких случаев. Правительство просто не хочет этим заниматься, им проще взять и запретить», — гласит один из комментариев в соцсетях к новости о возбуждении уголовного дела по факту наезда на ребёнка в Ростове.

Добавим, что, скорее всего, полностью запрещать электросамокаты никто не будет. В конце концов, в этот бизнес вложились уже даже государственные компании. Гораздо более вероятно, что самокаты в скором времени включат в ПДД и пропишут для них какие-то свои правила. Однако когда это произойдёт — неизвестно.

Поделиться: