Жителей Ростовской области позвали на борьбу с гипермаркетами

Но победы не пообещали

Президент Коалиции киоскёров России Владлен Максимов призвал представителей донского малого бизнеса объединиться и «объявить войну» крупным сетевым компаниям, занимающимся розничной торговлей в Ростове. Своё заявление Максимов сделал в ходе круглого стола, организованного изданием «Эксперт-Юг».

Оппоненты главного киоскёра страны, в свою очередь, попытались сгладить ситуацию: в экспансии сетевиков нет ничего трагического, а коммерсантам, занимающимся розницей, чтобы выжить, желательно проявлять большую смекалку и разворотливость.

Если судить по цифрам, то глобальное наступление крупноформатных торговых сетей на розничный рынок Дона в Ростовской области имеет место, и малый бизнес постепенно вытесняется из привычного им сегмента торговли. Так, за девять месяцев года оборот сетевых торговых предприятий вырос на 2%, а доля в общем обороте розничной торговли достигла 20%. В то же время малый бизнес в целом дал 4% против обычных 6%. Оборот розничных рынков и вовсе снизился на 12,3%.

Но любопытно, что, несмотря на увеличение оборота сетевиков, жители области по-прежнему больше доверяют малому бизнесу, чем крупноформатной торговле. Но только если речь идёт о покупке сельхозпродукции.

— К сетям очень большие претензии по качеству реализуемой продовольственной продукции, прежде всего овощей и фруктов. Но они выигрывают за счёт комплекса услуг, которые предоставляют покупателям в целом, — отметила в ходе круглого стола заместитель руководителя областного департамента потребрынка Наталья Багрянова.

Зампред областной Торгово-промышленной палаты (ТПП) Светлана Абдулазизова уверена в том, что доля малого бизнеса в розничной торговле будет неуклонно снижаться, но трагедии она в этом не видит.

— Это общемировая практика, и чего-то трагического, на мой взгляд, тут нет. Это не вытеснение в чистом виде, а замещение ниши, которая стала свободна после ухода малого бизнеса. Крупный бизнес сначала заходит в большие города, а затем происходит его постепенное распространение. Это нормальная ситуация, — сказала Абдулазизова.

По словам представителя ТПП, малый бизнес должен быть переориентирован на узкий сегмент розницы, где не присутствует крупноформатная торговля.

— Как один из вариантов, можно начать работать по франшизе. В этом случае очень важна будет помощь государства, которое должно в первую очередь поддерживать предпринимателей, решивших кардинально сменить специализацию. К примеру, торговые объекты можно сделать полноценными объектами общественного питания, а не просто поставить микроволновку и сменить вывеску. Другое направление — бытовые услуги. Это сфера практически незанятая, но очень востребованная населением. Есть много интересных направлений, поэтому говорить о том, что бизнес сокращается и умирает, потому что приходит крупноформатная торговля, на мой взгляд, некорректно, — заявила Светлана Абдулазизова.

С нею согласен президент Коалиции киоскёров России Владлен Максимов. Но лишь отчасти.

— Чтобы решиться на смену деятельности, для бизнесмена в первую очередь необходимо наличие достаточного количества торговых площадей. А с этим как раз большая проблема. Мало того, что предложений по аренде или продаже помещений немного, но и то, что есть, настолько дорого, что большинство бизнесменов, арендовав их, открывают не специализированные магазины, а мини-маркеты, пытаясь впихнуть в «золотые» метры всё что угодно в надежде «отбить» аренду. И поэтому мы с вами видим в торговом зале пачки чипсов и висящие рядом презервативы, — констатировал Максимов.

По данным областного департамента потребрынка, в Ростове на тысячу населения насчитывается всего 639,6 кв. метров действующих торговых площадей, что втрое меньше, чем должно быть для полноценного развития бизнеса.

— По щелчку построить необходимое количество торговых площадей невозможно. Нужны изменения в градостроительном законодательстве: в строящихся домах первые этажи должны быть предназначены для размещения магазинов и предприятий, оказывающих бытовые услуги. Можно ввести принудительную специализацию — выставляя на аукцион помещение, заранее оговаривать, что там будет исключительно рыбный или мясной магазин, — сказал Владлен Максимов.

Есть у президента Коалиции киоскёров России и рецепт, как возродить «пущенные под нож» розничные рынки, не перешедшие, согласно новому законодательству, в капитальные здания.

— Закон этот вредительский и в своё время пролоббирован торговыми сетевыми компаниями через своих представителей в Минторге. Сейчас их оттуда убрали, пришли другие люди, и у нас всех есть реальный шанс достучаться до правительства, выразив свой скепсис по поводу принудительного уничтожения нестационарных рынков. Если хотя бы половина регионов проявит активность в этом вопросе, возможно, правительство задумается и примет правильное решение, — предположил Владлен Максимов.

А до тех пор, пока никто не возмутился, в Ростовской области полным ходом идёт борьба с несанкционированной торговлей для перевода этого вида бизнеса в цивилизованную форму. Наиболее активно эта борьба протекает в Ростове. Во всех восьми районных администрациях разработаны перспективные планы по ликвидации ларьков. В течение будущего года будут ликвидированы ещё почти 200 нестационарных объектов торговли.

Примечательно, что коммерсантам не дают расслабиться не только федеральные депутаты, но и доморощенные законодатели.

— Предыдущий созыв Волгодонской Гордумы постановил запретить размещение торговых павильонов на центральных улицах города. 53 наших предпринимателя изменили специализацию и сохранили свой бизнес до новых законодательных изменений. Теперь они зарегистрированы не как торговые предприятия, а перешли в разряд объектов общественного питания, — рассказал депутат Гордумы и член некоммерческого партнёрства «Союз работников торговли, общественного питания и сферы услуг» Александр Пруцаков.

Правда, злые языки утверждают, что «диверсификация бизнеса» по-волгодонски ограничилась покупкой микроволновок и жарочных шкафов, но это уже детали. Формально закон соблюдён.

Однако что придётся делать владельцу магазина, торгующего спиртным, если в доме, где он расположен, вдруг появится стоматологическая частная поликлиника, Александр Пруцаков не знает.

— Согласно закону, магазины, реализующие в числе прочего и алкогольную продукцию, должны располагаться не ближе 100 метров от объектов социального назначения. Почему наряду со школами и детскими садами в этот список попали стоматологические клиники? — выразил недоумение депутат.

Впрочем, и с этой проблемой пытливые умы представителей малого бизнеса наверняка сумеют справиться. Если до тех пор подобная норма не будет законодательно изменена.

 

Поделиться: