Аграрии объяснили, почему в Ростовской области не развивается переработка сырья

Российское оборудование не выдерживает критики

Гендиректор ПКФ «Маяк» Любовь Железная показывает губернатору Василию Голубеву производство крупы на предприятии. Фото vestnikapk.ru

Ростовская область по праву считается одним из ведущих аграрных субъектов РФ, но без глобальной модернизации АПК его дальнейшее развитие может застопориться. Главной трудностью, мешающей областным фермерам улучшать показатели, является тотальная зависимость от импортных технологий. Вторая сложность — малая эффективность производства, ведущая к низкой рентабельности.

Аналитический центр «Эксперт-Юг» провёл исследование, в котором опросил более сотни сельхозпроизводителей, какие направления аграрного сектора сейчас наиболее остро нуждаются в срочной модернизации и господдержке.

Выяснилось, что на первое место большинство респондентов поставило глубокую переработку сырья. Идея понятная, большая часть урожая из Ростовской области экспортируется в другие регионы и страны, поэтому сделать ставку на переработку кажется логичным шагом. Вот только сделать его проблематично.

О причинах, мешающих сельхозпроизводителям развиваться, эксперты рассказали на агропромышленном форуме Юга России. Donnews.ru приводит две самые яркие точки зрения на эту тему.

«У нас нет ничего своего»

Руководитель КФХ «Удача» Анатолий Калашников подтвердил высокую степень зависимость донских фермеров от зарубежного оборудования. И речь идёт не только об импортных тракторах и комбайнах, но и о так называемом точном земледелии.

Справка
Точное земледелие — это система управления продуктивностью посевов. С помощью спутниковых и компьютерных технологий аграрии могут рассчитать количество семян и удобрений для каждого участка поля с точностью до метра. После того как на основе спутниковых и лабораторных данных составляется подробная карта поля с указанием характеристик каждого его участка, фермер получает возможность более рационально распределять ресурсы между ними. Таким образом удаётся избежать перерасхода ресурсов там, где они прежде использовались в избытке, и повысить продуктивность менее обрабатываемых участков поля. 

— Системы точного земледелия, которые используют аграрии, полностью импортные. Они работают только с использованием GPS. В принципе, дальше можно и не объяснять, почему это плохо, но я приведу пример. Чтобы получить со спутника актуальный снимок поля, нужно заплатить долларами за подписку на специальной платформе. Если же этого не сделать, то спутниковые данные окажутся недоступны. Проблема в том, что все подобные сервисы — сплошь иностранные, российских нет. Хотя я не понимаю, неужели у нас нет своих спутников? — удивляется Калашников.

Другая беда — удручающая локализация техники, используемой в аграрном секторе. По словам руководителя «Удачи», фермерам приходится массово закупаться иностранной техникой в условиях отсутствия адекватных отечественных аналогов.

— Локализация производства сельхозтехники ужасная. Купить в Аргентине сеялку, привезти её в Ростов, покрасить в другой цвет и продавать как российскую — это нельзя назвать местным производством. Взять в Китае контейнер запасных частей, а потом собрать из них что-то — тоже не локализация. У нас нет ничего своего. Ни оборудования, ни запчастей. Поэтому если зарубежные компании остановят поставки техники и комплектующих в Россию, то мне останется только работать на старых советских тракторах, которым санкции не страшны, — сокрушается Калашников.

Критикует он и существующие возможности для доступа аграриев к удобрениям. Из-за перекупщиков получить их в нужный момент оказывается почти невозможным.

— Довольно часто не получается купить удобрения, когда это по-настоящему требуется. Был случай, когда я хотел купить селитру по 33 рубля за килограмм, но её физически не оказалось на рынке, потому что перекупщики держали запас у себя, пытаясь этим добиться поднятия цены. Забавно, что в тот момент на сайте Минсельхоза РФ была информация, что килограмм селитры можно купить за 18 рублей, но в реальности по такой цене она продавалась лишь один день. И всем аграриям был предложен для выкупа ограниченный объём селитры, — заявил фермер.

«Воронежский фотосепаратор лучше сразу отдать на металлолом»

Об аналогичных проблемах рассказала генеральный директор ПКФ «Маяк» Любовь Железная. Предприятие, которым она руководит, занимается производством и экспортом круп — в линейке «Маяка» есть 42 вида собственной продукции.

— То, что у региональных сельхозпроизводителей фактически нет российских материалов, — чистая правда. Мешки для хранения крупы используем китайские, а варочные пакеты, в которые её фасуем, у нас из Польши. Оборудование для переработки первоначального сырья у нас турецкое, — перечислила Железная.

Она добавила, что «Маяк» честно пытался работать на российской технике, но та довольно быстро пришла в полную негодность, после чего была выброшена.

— Помню, мы приобрели воронежский фотосепаратор. Как только запустили, мгновенно поняли, что его лучше было сразу отдать на металлолом. У нас нет своего оборудования, даже самого простого. Нам нужны хотя бы обычные крупорушки — отечественные и качественные. Элементарно нечем работать, — заявила Железная.

Раскритиковала она и государственные меры поддержки аграриев.

— Вот мы получили субсидию: два миллиона рублей. Что на них можно купить для хозяйства? Ничего. Ещё нам предложили взять заём для экспортно-ориентированных предприятий на пять миллионов рублей под 7,5%. Пять миллионов рублей — это один грузовик с чечевицей на день работы, — усмехнулась гендиректор ПКФ «Маяк».

Любовь Железная заключила, что система господдержки по сути настроена под крупные агрохолдинги и малоэффективна для небольших сельхозпроизводителей.

О том, что в течение 2021 года необходимые селянам минеральные удобрения выросли в цене на 90-220%, donnews.ru рассказывал руководитель ООО «Агро» из Песчанокопского района Артём Тутов. Абсурдности и без того неприятной ситуации добавило то, что у аграриев не получалось закупать удобрения даже по завышенным ценам, потому что производители продавали их «перекупам» или же в другие страны.

Несёт катастрофические последствия для фермеров и ослабление рубля, заявил депутат Госдумы от Ростовской области Николай Гончаров. Он считает, что если федеральное правительство срочно не примет меры по отмене либо смягчению экспортной пошлины, то российские зернопроизводители рискуют разориться.

Юрий Поздняк

Поделиться: