Бизнес Ростовской области заподозрил мусорных операторов в неосновательном обогащении

Стороны не могут договориться, как читать законы

Машины "Чистого города" выстроились в ряд. Фото clean-rf.ru.

Мусорная реформа в Ростовской области стартовала почти 5 лет назад. Но до сих пор во многом не достигла тех целей, ради которых всё вроде как и затевалось. И если обычные люди уже более-менее смирились с тем, что вывоз мусора — это отдельная коммунальная услуга, то у бизнеса ситуация несколько иная. Предприниматели зачастую вообще не понимают, почему регоператоры требуют с них столько денег. Разбору перипетий взаимоотношений бизнеса и мусорных операторов в ростовском отделении «ОПОРЫ России» посвятили круглый стол. Что из этого вышло — в материале dоnnews.ru.

Регоператоров обвинили в навязывании норматива

Как говорит замруководителя бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов ростовского отделения «ОПОРЫ России» Ольга Ковалёва, главная проблема во взаимоотношениях бизнеса и мусорных операторов — возможность выбора предпринимателями способа расчёта за вывоз своих отходов. Их два — исходя из норматива или из объёма фактического накопления мусора.

Проще говоря, за мусор можно платить по некоему усреднённому показателю, а можно за конкретный объём отходов, который образует предприятие. Понятно, что для какого-нибудь небольшого ИП второй вариант предполагает значительно меньшие затраты.

— Но на сегодня сложилась практика, при которой региональные операторы предлагают заранее невыгодные для хозяйствующего субъекта расчёты исходя исключительно из норматива. Но так игнорируется действующее законодательство, дающее право компании выбрать расчёт исходя из фактического накопления мусора, — рассказала она.

По словам Ковалёвой, регоператоры оправдывают своё поведением тем, что применять способ расчёта исходя из фактического объёма накопления можно лишь при наличии раздельного сбора мусора. Его в Ростовской области нет. Но, говорит Ковалёва, в законе не говорится, что выбор того или иного способа расчёта с регоператором от чего-то зависит. Никаких ограничений закон не предусматривает. Поэтому, считает она, нормативная база неверно толкуется.

Более того, указывает Ковалёва, есть разъяснения Минприроды РФ, ФАС РФ и даже Верховного суда РФ о том, что регоператоры не имеют права заставлять бизнес платить за вывоз своего мусора по нормативу. Однако судебная практика «складывается крайне противоречивая». Арбитражные суды зачастую не принимают во внимание эти разъяснения, указывая, что это лишь рекомендации, обязательного характера они не носят.

— Всё это приводит к значительной финансовой нагрузке на бизнес, — поясняет Ковалёва. — Потому что очень часто предпринимателем не вырабатывается количество отходов, прописанное в нормативе. К примеру, небольшой розничный непродуктовый магазин со штатом 1-2 человека не производит 2-3 контейнера мусора, которые ему вменяются нормативом. Однако бизнесу приходится оплачивать эти достаточно высокие счета, хотя регоператор этот оплаченный объём мусора не вывозит. Налицо неосновательное обогащение.

Нормативы на вывоз ТКО в Ростовской области вскоре изменятся

Как пояснил ведущий специалист отдела организации обращения с ТКО министерства ЖКХ Ростовской области Михаил Айвазян, нормативы, вызывающие столько споров, были приняты ещё в 2018 году. Раз в 5 лет их пересчитывают. Актуализированные нормативы в Ростовской области утверждены в конце 2022 года и вступят в силу 1 января 2024 года. Расчёты произвела та же компания, что и в первый раз — «Датум Групп», принадлежащая депутату Заксобрания Сергею Замиховскому.

По словам Айвазяна, увеличение нормативов накопления произойдёт для индивидуальных жилых домов (от 7,3 до 10,9%), автомоек (в 1,5-2 раза) и для всех видов вокзалов, портов и аэропортов (от 9,3% до 7 раз). По всем остальным категориям норматив будет снижен. В частности, для многоквартирных домов в пределах 1,6-11%, для административных зданий — 0,8-63%, предприятий торговли 2-90,6% и так далее.

Но, пояснил он, отказаться от использования нормативов и рассчитываться с регоператором исходя из фактического объёма накопления отходов можно лишь в случае, если существует надлежащим образом оформленная контейнерная площадка, внесённая в специальный реестр.

— До момента её появления договор между сторонами заключается исходя из норматива, — констатировал главный специалист министерства ЖКХ Ростовской области.

С созданием и оформлением контейнерных площадок всё тоже не просто. Сколько там должно быть контейнеров, что за типы контейнеров, на какой земле их ставить (частной или муниципальной), как быстро эту площадку внесут в реестр и так далее.

Каждый предприниматель должен иметь договор с регоператором

Однако ещё сложнее с заключением договоров на вывоз отходов между регоператорами и бизнесом. Сначала никто не хотел это делать, чтобы не платить. В итоге отходы магазинов оказывались на контейнерной площадке ближайшей многоэтажки. Теперь бизнес готов подписывать договоры, но регоператоры (в частности «Чистый город») сразу прописывают в них обязанность оплатить вывоз мусор за предыдущие несколько лет. То есть как бы вернуть долг за неоплаченную работу.

С точки зрения коммерческого директора «Чистого города» Владимира Шило, главная проблема в отношениях юрлиц и регоператоров — это незнание бизнесом норм и законов. И игнорирование требования, согласно которому каждое юрлицо обязано иметь договор с регоператором.

— Мы не диктуем правила взаимодействия с нами, их диктует закон. 90% юрлиц на сегодняшний день, которые к нам обращаются, — это юрлица, к которым применены санкции: претензии, исковое заявление или уже решение суда. И потом юрлицо с обидой в голосе говорит: «А почему я должен столько платить?». А почему это юрлицо в 2019, 2020, 2021, 2022 годах не пришло и не заключило договор на вывоз исходя из фактического объёма накопления? Ему, конечно, насчитали по нормативу, — говорит Шило.

Нормативы на накопление мусора якобы подсчитаны неверно

Согласно версии доцента ЮФУ, руководителя рабочей группы общественного жилищного контроля Общественной палаты Ростовской области Василия Литвиненко, проблема именно в нормативах. А точнее, в том, что подсчитаны они абсолютно неверно.

Как велась эта работа? Подрядчик приезжал на контейнерные площадки возле различных объектов (многоэтажки, магазины, ТРЦ, офисные здания и так далее) и взвешивал контейнеры с мусором. Делалось это в течение года — на каждый адрес выезжали по четыре раза: зимой, осенью, летом и весной, так как в зависимости от времени года количество выбрасываемого мусора меняется. Эти замеры затем и легли в основу нормативов.

По словам Литвиненко, его группа «серьёзно занималась» выяснением, как подрядчик получал данные, которые потом передавал в министерство ЖКХ. Делалось это только для многоквартирных домов, но, заверяет доцент ЮФУ, сути это не меняет, потому что проблема в самой методике.

— Выяснилось, что подрядчик пригоняет кран в 8 утра к дому, поднимает мульды, взвешивает и уезжает. Но полученный объём мусора нужно же ещё разделить на какое-то количество людей, чтобы понять, сколько на одного пришлось отходов. А контейнерная площадка открыта, туда мусор, может, набросала ещё тысяча людей, проходивших мимо. С компаниями тоже самое. Надо брать эту «Датум групп», звать и пусть рассказывает, как она считала, — заявил Литвиненко.

Мусорную реформу надо понять и простить

Добавим, что подобный круглый стол ростовское отделение «ОПОРЫ России» уже проводило. Что в первый, что во второй раз накал страстей был большим, дело зачастую доходило чуть ли не до перехода на личности. Однако толком ничего решить или прийти к общему знаменателю у бизнеса и регоператоров пока не выходит.

Поэтому подвести некий итог дискуссии доверили, как это ни странно, силовику — и. о. начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Ростовской области Руслану Лыкову. Тот заявил, что так называемая мусорная реформа — продукт молодой и новый, его ещё нужно дорабатывать и дорабатывать:

— Нормативных актов и различных постановлений очень много. И придётся подождать, пока всё урегулируется и придёт к некому общему знаменателю.

Сергей Деркачёв

Поделиться: