20 мая под снос пошли исторические дома № 30 и 32 в переулке Семашко. Это возмутило участников общественного движения «Мой фасад». Они уверяли, что администрация Ростова и бизнесмен Арутюн Сурмалян, который планировал там построить музей имени советского разведчика Геворка Вартаняна, обещали сохранить хотя бы один дом на Семашко. Но в итоге снесли оба.
Арутюн Сурмалян ответил общественникам на обвинение в незаконном сносе домов и показал дизайн-проект будущего музея и сквера по типу английского сада.
Экскаваторщик не ошибся
По словам координатора движения «Мой фасад» Елены Чернышёвой, снос домов на Семашко глава администрации Ленинского района Владимир Влазнев объяснил ошибкой экскаваторщика. Правда, спустя сутки чиновник опроверг эту информацию.
«Да что вы, нет, конечно. Объявили тендер на снос аварийных зданий. Среди них Семашко, 32/68, и Темерницкая, 69/30», — сказал он, проигнорировав вопросы издания 161.ru про дом на Семашко, 30.
Журналист donnews.ru связался с подрядчиком, заместителем гендиректора компании «Эковектор». Тот сообщил следующее:
— Темерницкая, 69/30, — это и есть Семашко, 30. Теоретически, если дом стоит на пересечении двух улиц, то у него может быть два адреса, — объяснил собеседник. По факту получилось, что никакой «ошибки экскаваторщика» не было.
Donnews.ru обращался за комментарием в администрацию Ростова, но оперативного ответа не получил.
Добавим, что объектами культурного наследия оба дома не являются. Но общественники считают, что для Ростова они представляют историческую ценность.
Семашко, 30 — доходный дом купца Аджемова, армянского мецената конца XIX века. А вот во втором здании до революции 1917 года находилось «Общество взаимного кредита». По сути, это был банк, где в начале прошлого века произошло крупнейшее ограбление в истории Ростова. Во время Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено, но затем его отстроили заново.
Как пришла идея музея на месте домов на Семашко
На встрече с журналистами Арутюн Сурмалян рассказал, что идея создания музея пришла к нему после знакомства с семьёй Вартаняна.
Сначала его хотели открыть в доме, где родился разведчик, — в районе железнодорожной больницы. Но выяснилось, что от здания уже ничего не осталось.
Тогда Сурмалян попросил ростовских чиновников выделить ему без торгов земельный участок под строительство социальных объектов.
— Я сказал, что готов построить музей Вартаняна и потом передать его на баланс города. Нам предоставили земельный участок на Серафимовича, 70. Проект сделали. Но далее мы поняли, что не сможем начать строительство, потому что впритык к предоставленному участку находится аварийное здание. А его подпорки находятся на нашем земельном участке, — пояснил Сурмалян.
Сквер на Семашко по типу «английского сада»
Когда начали разбираться, выяснилось, что два дома на этом участке (Семашко № 30 и 32) готовят к сносу. По словам Сурмаляна, он предложил ничего не строить на этом участке.
— Давайте, говорю, наше красивое здание мы развернём, а то, что вы сносите, будет сквером перед этим зданием по типу английского сада. И фонтан там построим. Все поддержали, — уверяет он.
Donnews.ru показывает предварительный дизайн-проект будущего сквера и музея.
Общественники молчали пять лет
По словам бизнесмена, как только он решил разбить сквер, общественники почему-то взбунтовались.
— Дом признали аварийным лет пять назад. Почему все молчали? Мы встретились с общественниками, они согласились, что один дом не подлежит восстановлению и его надо сносить. А угловое здание попросили сохранить. Я ответил, что если это возможно, я его сохраню и переделаю проект, хоть для меня это и дорого, — говорит Сурмалян.
От сноса домов бизнесмен открестился. По его словам, общественникам он ничего не обещал, между ними была понятийная договорённость — без обязательств. Администрация Ростова, считает Сурмалян, «исполнила то, что должна была исполнить».
Дом на Семашко можно воссоздать
По словам Сурмаляна, при разработке проекта музея они встречались с ветеранами спецслужб, нанимали специалистов, которые понимают специфику музея.
— Мы вышли на питерскую компанию, которая делала интерактивную часть музея на Шолохова — «Россия — моя история». На третьем этаже мы хотим разместить Совет ветеранов органов государственной безопасности. Ведь это хорошо, что у детей будет возможность пообщаться с ветеранами, — говорит бизнесмен.
Сурмалян намерен обратиться в правительство Ростовской области, чтобы ему также без торгов предоставили участок под домами на Семашко. Кроме этого, бизнесмен готов воссоздать здание на Семашко, 32, в первоначальном облике.