Коммунисты Ростова протестуют против установки бюста Врангеля
В Ростове в 106-ю годовщину Октябрьской социалистической революции открыли бюст врага советской власти барона Петра Врангеля. Он появился на территории Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса Донского государственного технического университета (ДГТУ).
Инициатором установки памятника стало просветительское общество имени Александра III из Санкт-Петербурга. Они же собрали деньги на его изготовление.
Известие об этом вызвало протест у коммунистов. Секретарь Ростовского обкома КПРФ по информационно-аналитической работе Игорь Нестеренко назвал установку памятника диверсией, отметив, что враг советской власти Пётр Врангель оставил кровавый след на земле Крыма в 1920 году.
— Говорить о том, что это символ патриотизма, который может быть использован для единения нашей страны, как минимум ошибочно. На мой взгляд, это просто идеологическая диверсия, которая вбивает клин в условиях гибридной войны, ведущейся против нашей страны. Я считаю, что соответствующим органам нужно проверить установку этого бюста на предмет экстремизма и развала Российской Федерации. Данная акция подрывает историю и единство нашей страны, — сказал Нестеренко.
Также в заявлении Нестеренко пишет, что барон Врангель зверствовал в Крыму.
«Буквально потрясают воспоминания об этом бывшего врангелевского генерала Достовалова. В Крыму не только расстреливали, но и показательно вешали рабочих, подпольщиков. Вот что писал в мемуарах либерал В. А. Оболенский: «Однажды утром дети, идущие в школы и гимназии, увидели висящих на фонарях Симферополя страшных мертвецов с высунутыми языками. Этого Симферополь ещё не видывал за всё время гражданской войны. Было распоряжение таким способом терроризировать симферопольских большевиков».
После этого в Ростове состоялось несколько одиночных пикетов с требованием снести бюст.
Кем был Пётр Врангель?
Пётр Врангель родился 145 лет назад, 27 августа 1878 года, в Новоалександровске, в дворянской семье датского происхождения. Девиз рода — Frangas, non flectes (лат. «Сломишь, но не согнёшь»). Прозвище «Чёрный барон» он получил за чёрную казачью черкеску, в которой ходил постоянно.
Отец будущего военачальника Николай Врангель был бывшим военным, предпринимателем, общественным деятелем, писателем и известным собирателем антиквариата. Семья переехала в Ростов после рождения Петра и поселилась в Казанском переулке, в просторном двухэтажном кирпичном доме, фасадом выходившем на Донскую улицу. Это здание сохранилось и сегодня по адресу Газетный переулок, 8. Детство Петра прошло в Ростове. В 1896 году он окончил Ростовское реальное училище. Затем семья переехала в Петербург, где будущий «Чёрный барон» окончил Горный институт, получив образование инженера.
В 1901 году поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк, а в 1902 году сдал экзамены при Николаевском кавалерийском училище и был произведён в корнеты гвардии с зачислением в запас. После этого Врангель покинул армию, поступив на чиновничью службу.
Но тут началась Русско-японская война, и Пётр вернулся в армию, уже навсегда.
Он участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени и десятком орденов, среди которых высшая награда Российской империи — орден Святого Георгия.
После революции, которую он так и не смог принять, Пётр Николаевич уехал в имение в Ялте. Там его арестовали красные. От расстрела его спасла жена. Когда Врангеля привели на допрос, Ольга Михайловна пришла с ним и заявила: «Я счастливо прожила с ним всю жизнь и хочу разделить его участь до конца». Такая верность восхитила председателя трибунала, и он отпустил чету Врангелей со словами: «Не у всех такие жёны — вы вашей жене обязаны жизнью, ступайте».
После этого Врангель приехал в Екатеринодар (ныне Краснодар), занятый Добровольческой армией, где принял командование 1-й Конной дивизией, а в ноябре 1919 года назначен командующим Добровольческой армией, действовавшей на московском направлении. В 1919 году, Деникин, окрылённый военными успехами, отдал «Московскую директиву», поставив цель захватить город. Врангель же считал, что нужно вести атаку на саратовском направлении и соединиться с адмиралом Колчаком. Осенью 1919 года красные перегруппировались и нанесли поражение белым частям, двигавшимся на Москву. В декабре Врангель получил Добровольческую армию, которая сражалась на стратегическом направлении, однако остановить отступление не сумел. 20 декабря 1919 года из-за разногласий с главнокомандующим ВСЮР Врангель был отстранён от командования войсками. Уехал в тыл, а затем и вовсе в Турцию.
Но в апреле недовольство Деникиным достигло пика, он был вынужден сложить полномочия и передать их Врангелю. Тот прибыл в Крым, где сосредоточились разрозненные белые части, и назвал их Русской армией.
За 6-7 месяцев ему удалось восстановить дееспособность армии и максимально организовать тыл. Помимо военных решений, он предпринял ряд политических шагов.
Так, он выступал за федеративное устройство будущей России, склонялся к признанию политической субъектности Украинской Народной Республики в рамках единого русского государства, а также издал особый указ, признававший украинский язык общегосударственным наравне с русским. Эти действия, как планировал Врангель, позволили бы ему объединиться с армией Симона Петлюры. Он признал независимость горской федерации Северного Кавказа, стараясь наладить связь с руководством повстанцев Юга России и Северного Кавказа. Пытался объединиться и с Нестором Махно, но потерпел фиаско: махновцы просто расстреляли парламентёров Врангеля. Впрочем, с другими «зелёными» он сумел достичь договорённостей о союзничестве. Также он заручился поддержкой Великобритании и Франции, правда, с последней — далеко не на выгодных условиях, что ему потом будут ставить в укор. Врангелю приписывают фразу «Хоть с чёртом, но против большевиков», которая во многом объясняет его политику и стремление любым способом противостоять врагу.
При поддержке известного экономиста и реформатора Александра Кривошеина разработал ряд законодательных актов по аграрной реформе, среди которых главным является «Закон о земле», принятый правительством 25 мая 1920 года. Документ признал законным захват крестьянами помещичьих земель в первые годы после революции с определённым взносом в пользу государства.
Также Врангель провёл ряд административных реформ в Крыму, а также реформу местного самоуправления. Стремился привлечь на свою сторону казачество, покровительствовал рабочим. Но, несмотря на все принимаемые меры, материальные и людские ресурсы Крыма были истощены. В эту пору Великобритания отказалась от поддержки белых, призвав обратиться к советскому правительству с просьбой об амнистии. Врангель не только отказался, но и скрыл это предложение от своей армии, решив бороться до конца.
Врангель — кровавый барон или спаситель сотен жизней?
Когда же красные прорвали перекопское направление и стало понятно, что ему не устоять, Врангель сделал то, за что ему до сих пор благодарны тысячи людей по всему миру, — организовал эвакуацию. Причём не только своей армии, но и всего мирного населения Крыма, выразившего желание покинуть Россию.
Желающих оказалось больше, чем было судов. Союзники тянули как могли, и лишь в самый последний момент французы согласились предоставить дополнительные суда для эвакуации, платой за что оказалось фактически всё имущество Русской армии. Тогда вместе с Врангелем Россию покинули более 150 тысяч человек. Перед тем как самому покинуть страну, Пётр Врангель обошёл все порты Крыма на миноносце, желая убедиться, что пароходы, везущие беженцев, готовы выйти в открытое море. Потомки вывезенных тогда людей до сих пор чтут Врангеля как спасителя.
После захвата Крымского полуострова большевиками начались аресты и расстрелы оставшихся в Крыму врангелевцев. По оценкам некоторых историков, с ноября 1920 по март 1921 года было расстреляно от 60 до 120 тысяч человек, по официальным советским данным — от 52 до 56 тысяч. Для сравнения: за всё время пребывания у власти в Крыму антибольшевистских правительств, с мая 1918 по ноябрь 1920 года, там был казнён 281 человек.
Оказавшись в эмиграции, Врангель организовал Русский общевоинский союз (РОВС), одну из самых больших эмигрантских организаций, просуществовавших до 1960-х годов. Кроме этого, вместе с женой занимался благотворительностью, поддержкой нуждающихся, организацией туберкулёзных лазаретов. Он отказался от пенсии, которую ему предложили в РОВС, и устроился работать горным инженером в одну брюссельскую фирму.
25 апреля 1928 года Врангель скоропостижно скончался, по официальной версии от туберкулёза. По версии его семьи — был отравлен братом его денщика, агентом большевиков. 6 октября 1929 года Пётр Николаевич Врангель был перезахоронен в русской церкви Святой Троицы в Белграде.
Власти Ростова от истории с памятником отстранились
Пётр Врангель — личность противоречивая. Кто-то его ненавидит, кто-то ему симпатизирует и сочувствует, кто-то уже и не знает о его существовании. В ДГТУ решение установить на своей территории памятник Врангелю объяснили тем, что в 1920 году по приказу генерал-лейтенанта барона Петра Врангеля был создан Второй Донской кадетский корпус в Крыму.
«Установка памятника — дань уважения барону Врангелю, нашему земляку, который провёл детские и юношеские годы в Ростове. Он является фактическим основателем Второго Донского кадетского корпуса», — прокомментировали в пресс-службе вуза.
В администрации Ростова на вопросы некоторых горожан ответили сухо: «Вопрос установки памятника генералу Врангелю в городе Ростове-на-Дону городской межведомственной комиссией по наименованиям общественно значимых мест, установке памятных знаков, увековечению имен выдающихся людей и памятных событий в городе Ростове-на-Дону не рассматривался». Тем самым власти подчеркнули, что к этой истории никакого отношения не имеют.
Скорее всего, споры о сносе памятника будут вестись не один год, как, например, много лет идут дебаты о необходимости установки в Ростове памятника Солженицыну или о сносе памятника Краснову в Шолоховском районе.