В Ростовской области укомплектованность водительским составом на АТП составляет в среднем 75,5%, сообщили dоnnews.ru в министерстве транспорта региона. То есть, грубо говоря, на каждые четыре автобуса один простаивает из-за того, что некому сесть за руль. При этом в Ростове нехватка водителей гораздо выше — АТП укомплектованы лишь наполовину (51%). И, говорят в министерстве, пока что ситуация не налаживается, а наоборот усугубляется. О том, кто виноват и что делать — в нашем материале.
Почему в Ростовской области не хватает водителей?
По словам первого замминистра транспорта Ростовской области Василия Гойды, основная причина нехватка водителей — недостаточный уровень зарплаты. В итоге за лучшей долей люди идут на работу на грузовой транспорт.
Есть ещё такая проблема, как износ парка автобусов и, как следствие, некомфортные условия работы: отсутствие кондиционеров, постоянные ремонты, простои в работе. Это, говорит Гойда, также повлияло на увольнение водительского состава.
Здесь в пример можно привести Константиновский район, где нехватка водителей самая острая — вместо 13 человек работает 5. Износ автобусного парка в районе составляет 90%. Как ожидается, до конца года для муниципалитета будет куплено 8 новых автобусов — 4 малого класса и 4 среднего.
— По информации руководителя МУП «Константиновское АТП», возможно возвращение ряда водителей, уволившихся по собственной инициативе, после приобретения новых автобусов. Также после их покупки будет рассматриваться возможность повышения тарифа на перевозку, чтобы увеличить доходы АТП и, соответственно, зарплату водителей. Текущий тариф составляет 28 рублей. Планируется повышение до 33-35 рублей, — рассказали в министерстве транспорта Ростовской области.
Всего же только в этом году для 17 муниципалитетов Ростовской области планируется закупить 158 новых автобусов на почти 1,5 млрд рублей.
Ростовским водителям негде поесть и сходить в туалет
Однако тут несколько особняком стоит Ростов, где автобусы новые, с кондиционерами, зарплаты (по крайней мере если брать в целом средние заработки по городу) не плохие. Тем не менее, водителей в полтора раза меньше, чем нужно.
Не так давно портал «Ростовский городской транспорт» провёл опрос среди водителей общественного транспорта города на предмет того, что больше всего их не устраивает в работе. Из 50 опрошенных 38 пожаловались на плохие условия — на конечных остановках нет туалетов, мест приёма пищи и других элементарных удобств. На втором месте были жалобы на продолжительность рабочего дня — вплоть до 16 часов в сутки. На третьем — низкие зарплаты, но разброс тут оказался большим — от 30 до 100 тысяч «на руки». Многие также пожаловались на необходимость самому покупать запчасти на автобус и на другие поборы.
«При работе 5/2 зарплата получается, дай бог, 60 тысяч рублей, — цитирует «Ростовский городской транспорт» одного из водителей. — Из них вычитаем за «коммунальные платежи» гаражу, что работаешь там вообще. Это не менее 7000. А также ежедневные раздачи всем и каждому. И что остаётся?».
И почти все из опрошенных водителей говорили о завышенном плановом задании, из-за которого приходится перерабатывать, докупать за свой счёт топливо и так далее.
Водители «утекают» в новые российские регионы
Как рассказывал dоnnews.ru теперь уже бывший глава комиссии по транспорту гордумы Ростова Магомед Дарсигов (в сентябре он был избран депутатом Заксобрания Ростовской области), водители автобусов уходят не только в дальнобойщики, но и в таксисты. Работаешь столько, сколько сам хочешь и когда хочешь, план определяешь себе сам, проблем с различными надзорными структурами и жалобами в разы меньше. При этом и итоговый заработок зачастую заметно выше.
Однако заметную роль играет и отток водителей в другие регионы России. Когда-то много говорили о том, что люди уезжают работать на общественном транспорте в Краснодарский край, где выше зарплаты. Теперь же это новые регионы. Ирония в том, что поначалу, к примеру, Ростов сам рассчитывал заманить водителей из того же Мариуполя к себе на работу. Ради этого внесли даже изменения в законодательство, чтобы была возможность предоставлять им муниципальное жильё.
Вышло же с точностью до наоборот. Как рассказали dоnnews.ru руководители некоторых ростовских АТП, в новых регионах водителям предлагают зарплаты от 200 тысяч рублей. При этом контроль минимальный. Всё, чего требуют — более-менее по графику возить людей.
Объясняется это достаточно просто. В новые регионы, после их вступления в состав России, «хлынули» бюджетные деньги. Где-то, как в Мариуполе, нужно в принципе восстанавливать город, где-то просто «дотягивать» уровень и качество жизни до остальной страны. А общественный транспорт в этом процессе играет большую роль. И, по крайней мере пока, денег на то, чтобы вернуть в новые регионы нормальную жизнь и показать, что они не зря вошли в состав России, не жалеют.
«Утечку кадров» признают и в министерстве транспорта Ростовской области.
— Возрос повышенный спрос на водительский состав со стороны предприятий, находящихся на вновь присоединённых территориях. В результате наблюдается отток водительского состава, — говорится в ответе ведомства на запрос dоnnews.ru.
Впрочем, такая ситуация не только с водителями общественного транспорта. Как говорится в свежем обзоре «Региональная экономика» от ЦБ РФ, в 2023 году фиксируется приток внутренних трудовых мигрантов в новые регионы. Причина — более высокие зарплаты. В первую очередь речь идёт о занятых в сфере строительства, сельском хозяйстве, а также водителях и грузчиках. Преимущественно такие работники уезжали в новые регионы из регионов ЦФО, Сибири и Юга России.
Как всё это исправлять?
По словам Василия Гойды, информацию о вакансиях водителей общественного транспорта распространяют как могут. Ещё есть рассылка писем бывшим работникам с предложением вернуться. Этим людям рассказывают о гарантированном соцпакете и профсоюзных льготах.
— В разработке предприятий находится проект договора между АТП, учебным заведением, центром занятости и соискателем на должность водителя для обучения на категорию «Д». Транспортными предприятиями рассматривается возможность для детей водителей по бесплатному питанию в школах, возмещение средств за оплату обучения в учебных заведениях {если речь идёт об обучении на платной основе. — Dоnnews.ru}, а также возмещение средств за оплату услуг ЖКХ, — сообщили в министерстве транспорта Ростовской области.
Кроме того, в регионе вносятся изменения в законодательство, итогом которых должно стать включение водителей общественного транспорта в перечень получателей бюджетных субсидий для оплаты части ипотеки. Отметим, что по некоторым из подобных программ первые 5 лет за квартиру фактически вообще платить не надо.
Самое же простое — это повысить водителям зарплату. Переработки, стресс, отсутствие удобств и прочие вещи терпеть имеет смысл только за хорошие деньги. Конкретная сумма не так давно озвучивалась для Ростова — около 180 тысяч рублей «на руки» в месяц.