Ростовская администрация приняла решение о начале экстренной эвакуации жильцов дома в Кривошлыковском переулке, 4, с 1 февраля — по сути, против воли подавляющего числа жителей аварийной пятиэтажки, которые не собираются покидать свои квартиры и переезжать в жильё маневренного фонда, предоставляемое в Суворовском и на Каменке.
Чиновники 27 января объявили пятиэтажку зоной ЧС из-за тревожных показаний установленных на стенах здания маячков, которые начали расходиться. На пресс-конференции представители мэрии объяснили, что трещины в стенах хрущёвки увеличились более чем на сантиметр, что послужило сигналом к принятию экстренных мер.
Жильцы аварийного дома не верят в правдивость этой информации и ведут свои собственные замеры, показывающие совсем другую динамику. Люди считают, что здание вполне ещё можно отремонтировать, а его ликвидация через снос на самом деле преследует совсем другие цели, о которых в мэрии предпочитают не распространяться.
Чиновники пообещали горожанам, что насильно выводить из квартир никого не будут. Тем не менее, ситуация накалилась 1 февраля, когда к дому в Кривошлыковском приехали газовики, которые сообщили жильцам, что собираются отрезать газ. Жители дома им помешали, но история на этом не закончилась: в администрации уже заявили, что ресурсоснабжающие организации проверят состояние сетей в аварийной хрущёвке и при обнаружении дефектов прекратят подачу света, газа и воды.
В ответ жители пятиэтажки начали дежурить на улице, чтобы не позволить прервать поставку жизненно важных ресурсов. Журналист donnews.ru побывал на месте событий.
Вечерний визит
Вечером 1 февраля на тротуаре перед входом во двор дома в Кривошлыковском переулке кучкуются группки по пять-шесть человек. Люди выглядят растерянными и возбуждёнными одновременно. Они обсуждают насыщенный событиями день, за который их поставили перед фактом эвакуации, толком не объяснив, откуда возникла эта спешка.
По другую сторону дороги находится то, что вызывает у местных жителей глухое раздражение: служебная машина газовиков, пустой мобильный эвакопункт и холодно мерцающее неоновой подсветкой здание «Донэнерго», при строительстве которого, как считают кривошлыковцы, их дом и получил злополучную трещину во втором подъезде.
Люди охотно идут на контакт. Они видят в журналистах едва ли не единственную надежду если не достучаться до властей, то хотя бы поведать правду о своих проблемах.
Жительница дома Элеонора Сергиенко рассказала, что вручать уведомление о введении режима ЧС в пятиэтажке к ней поздно вечером пришли около десятка человек — чиновников и полицейских, изрядно напугав женщину таким шумным визитом. От неё и других жильцов представители власти потребовали тут же собрать вещи и покинуть свои квартиры, но Сергиенко, как и почти все кривошлыковцы, отказалась им повиноваться.
— Мы не собираемся никуда уезжать. Любой из нашего дома вам скажет, что чиновники преследуют свой коммерческий интерес, прикрываясь заботой о людях. Сколько раз мы им писали про эту трещину, никого она не интересовала. Дом в конце концов внесли в программу капитального ремонта и пообещали его восстановить, а потом внезапно оказалось, что из программы нас задним числом выкинули, — утверждает Сергиенко.
Последующие тяжбы с администрацией города она вспоминает с возмущением, отмечая, что чиновники воспользовались правовой наивностью жильцов дома и сделали из них в суде «идиотов», добившись принятия решения об обязательном сносе аварийного дома.
Под давлением
Элеонора Сергиенко рассказала, что утром 1 февраля к дому в Кривошлыковском подъехал эвакопункт, который включил сирену. Сонные испуганные люди высыпали на улицу, где их встретили представители администрации и потребовали эвакуироваться.
— Главным у них был Андрей Лункин {заместитель руководителя управления по делам ГО и ЧС администрации Ростова. — donnews.ru}. Он нам начал расписывать прелести жизни в Суворовском, рассказал, как там здорово — на каждого человека целых шесть квадратных метров, чистый воздух, красота. А то, что придётся жить в общежитии и делить с чужими людьми кухню и ванну, — это так, мелочи, — усмехается женщина.
Сотрудник мэрии сказал на встрече, что жители хрущёвки получат компенсации по рыночной стоимости жилья, но эти слова Сергиенко пропустила мимо ушей.
— Ещё с погорельцами на Театральном спуске не расплатились, а эти пожары были в 2017 году. Когда же до нас в таком случае дойдёт очередь? Сколько лет придётся жить в общаге на Суворовском? Где гарантии, что мы не останемся там очень надолго, если не навсегда? — задаёт она неудобные вопросы, отвечать на которые чиновники не спешат.
Окончательно подорвало доверие кривошлыковцев к администрации обещание Лункина не выселять жильцов насильно и не отключать их от газа. Однако буквально через пару часов к пятиэтажке прибыли газовики, которые, по их собственному признанию, приехали отрезать газоснабжение. Людям удалось им помешать, и рабочие временно отступили.
— Я не знаю, что делать, если газ, а следом за ним воду и электричество всё-таки отключат. Надеюсь, что до этого не дойдет. В доме живёт 110 человек. Много стариков и маленьких детей. Если власти на это пойдут, будет кошмарно, — заключает Сергиенко.
Эвакуация эвакуацией, а служба — по расписанию
Мобильный эвакопункт — это автобус поисково-спасательной службы. Внутри освещённого салона скучают двое утомлённых работников управления по делам ГО и ЧС. Жильцы дома заглядывают к ним редко — в основном чтобы забрать копии уведомления об эвакуации из-за режима ЧС. Вопреки заявлению замглавы администрации города по ЖКХ Алексея Пикалова, 1 февраля ни одна семья из аварийного дома так и не выехала.
— Сегодня никто не уехал, но жильцы из пяти квартир записались на переселение. Три семьи поедут 2 февраля, две — в субботу, 5 февраля, — рассказал сотрудник управления.
Разговор получается коротким. «Эвакуаторы» дают понять, что их смена завершается, а автобусу пора уезжать. В восемь часов вечера вместе с эвакопунктом они покидают пост у аварийного дома. Кажется, их совсем не беспокоит, если здесь что-то произойдёт ночью.
— Мы приедем завтра утром, — с явным облегчением обещает работник управления.
За десять минут до этого, сверкнув включёнными фарами, укатила машина газовой службы. Элеонора Сергиенко выяснила, что газовики тоже вернутся на следующий день. С другой стороны двора срывается с места дежуривший полицейский автомобиль с включёнными мигалками. На сегодня служба у дома в Кривошлыковском окончена.
В тёмном дворе дома остались лишь смущённые жильцы аварийной пятиэтажки. Они понимают, что до рассвета предоставлены только самим себе, и это — очевидный факт.
«Ссылка» в Суворовский микрорайон
Анна Манохина и её муж Антон, стоя перед вторым подъездом, обсуждают, что делать дальше: дежурить на улице или идти греться домой? В итоге супруги склоняются ко второму варианту. Их квартира находится на пятом этаже. Поднимаясь за ними по лестнице, можно наблюдать за трещиной, с первого этажа змеёй вьющейся по стенам подъезда. В нескольких местах поверх углубления установлены блестящие в свете ламп маячки, напоминающие узкие полоски серебристого пластыря на широком порезе.
— Конечно, нам страшно тут жить. А что делать? У нас трещина прямо перед порогом квартиры находится. Однажды я туда случайно уронила ключи, еле их потом достала, — вспоминает Анна.
Антон Манохин называет переезд в жильё маневренного фонда в Суворовском, за который ратуют чиновники мэрии, неприемлемым вариантом и даже «ссылкой».
— С нами живёт малолетняя дочь, которая пошла в этом году в первый класс, и тёща, которой за 70 лет. Как мне возить ребёнка с Суворовского в центр города на уроки, а потом обратно? Вставать в пять утра? Отпрашиваться с работы? В местную школу на Суворовском очередь стоит бешеная, не стоит рассчитывать туда попасть. Обещаниям чиновников, что детей примут в школу и детсады, мы не верим, — говорит ростовчанин.
В качестве альтернативы он предлагает не переселять людей в отдалённый микрорайон, а выделить им деньги на аренду жилья в центре, рядом с Кривошлыковским переулком.
«Газовикам ломать кости не стану, но мешать им — буду»
Соседом Манохиных по этажу оказывается Владимир Кантура. Он рассказывает, что является одним из девяти собственников, которые приобрели здесь квартиру в ипотеку. Объясняя такое решение, мужчина говорит, что не знал об истинном состоянии жилья.
— Предыдущие хозяева сдавали это жильё квартирантам, которые нам ничего ни о каких трещинах, естественно, не сообщили. Проблема вышла наружу, когда начали рваться обои, обнажая зазоры в стенах шириной в три пальца, забитые тряпками, — объяснил он.
Ипотеку Владимир брал вместе с супругой, но, по его словам, она «испугалась и ушла», подав на развод. Мужчина заштукатурил трещины, залил полы бетоном и остался жить.
Кантура ведёт замеры с помощью маячков в своей квартире каждый день в течение пяти лет. За это время сдвиг не превысил семи миллиметров, а заявление властей о расхождении более сантиметра за несколько последних недель он называет чушью.
В отличие от соседей, мужчина намерен отправиться на дежурство перед домом. Он одевается и выходит на улицу, попутно рассказывая с гордостью, как утром 1 февраля «встал грудью на защиту родного дома от беспредельщиков-газовиков».
— Да, в доме, очевидно, есть проблемы. Но их надо решать. Ремонтировать нужно здание, а не пытаться его отрубить от сетей, чтобы снести. Газовикам ломать кости, конечно, не стану, но мешать им точно буду, — говорит Владимир Кантура на прощание.
Конфликт властей и жильцов пятиэтажки дошёл до Бастрыкина
Тем временем глава администрации Ростова Алексей Логвиненко не стал дожидаться февральского заседания гордумы и подписал вечером 1 февраля постановление о выделении денег на оценку выкупной стоимости квартир в доме в Кривошлыковском.
В документе указано, что из резервного фонда мэрии выделят 360 тысяч рублей. Контролировать этот вопрос будет замглавы администрации города Андрей Дикун.
— Ситуация действительно чрезвычайная. Эвакуация людей, внеочередное предоставление временного жилья — это стресс для жильцов аварийного дома, и мы понимаем чувства и эмоции горожан. Делаем всё возможное, чтобы не допустить жертв и в то же время оказать меры поддержки жильцам этого дома, — заявил градоначальник.
Также 1 февраля стало известно, что действия властей Ростова по расселению пятиэтажки внимательно изучит председатель Следственного комитета России Александр Быстрыкин.
«В социальных сетях жители одного из домов в Ростове и другие неравнодушные пользователи просят помочь в сложившейся ситуации вокруг расселения дома № 4 в Кривошлыковском переулке. Должностными лицами городской администрации принято решение о расселении дома из-за аварийного состояния, но жители выступают категорически против», — говорится в сообщении на сайте СКР.
Быстрыкин поручил руководителю Следственного комитета по Ростовской области Аслану Хуаде в кратчайшие сроки подготовить отчёт о ситуации с расселением хрущёвки.