Виталий Кафанов впервые возглавил футбольный клуб в 61 год, хотя занимается тренерской работой в России последние 20 лет — с 2001 года. Долгое время он работал с Курбаном Бердыевым — сначала в «Рубине», а потом в «Ростове». Сейчас специалист называет две эти команды главными в своей жизни. По крайней мере, один из клубов ответил ему взаимностью — 26 октября Кафанова назначили наставником жёлто-синих, при этом он продолжает работать и со сборной России.
Первое интервью в новом статусе Виталий Кафанов дал журналисту Donnews.ru. Тренер рассказал о том, почему он решился стать главным в клубе, показывающим не самую ровную игру в Премьер-лиге, зачем пишет книги и снимает фильмы о вратарском искусстве, чему обучает футболистов и в каком городе ему приятнее жить.
«От голкипера многое зависит — больше, чем от любого другого игрока»
— Вы стали главным тренером жёлто-синих немногим более месяца назад. Каковы первые ощущения от новой должности? Что изменилось в ваших обязанностях по сравнению с прошлой работой старшим тренером?
— Для меня ничего принципиально не поменялось, лишь заметно расширился круг обязанностей. В первую очередь добавилась тактическая подготовка к матчам. Раньше я занимался разбором только отдельных эпизодов при оборонительных действиях футболистов, а сейчас это уже комплексная работа, касающаяся всех линий команды. Я видел, как действовали другие тренеры в подобных ситуациях, и это мне помогает.
— Вы продолжаете тренировать вратарей «Ростова» или на это уже не хватает времени?
— Пока всё успеваю: и отрабатывать вместе с игроками стандарты, и вести подготовку вратарей. У меня есть помощник Андрей Кондратюк. Мы с ним обсуждаем с утра каждую тренировку вратарей, проводим разборы их действий.
— Роль вратаря остаётся для вас самой важной на футбольном поле?
— От голкипера очень многое зависит — больше, чем от любого другого игрока команды. Мы понимаем, что если в этом сезоне у «Ростова» такой сложный период, то без надёжных вратарей нам придётся ещё тяжелее. Пока у нас тут всё нормально: Сергей Песьяков играет ровно и стабильно, приносит клубу очки в трудных матчах.
— На ваш взгляд, что даёт уверенность Песьякову?
— Он профессионал, который хорошо делает свою работу независимо от того, как играет команда. Ему вдвойне тяжело держать этот высокий уровень, учитывая наши текущие игровые проблемы. Защитники, да и не только лишь они, иногда ошибаются, соответственно, у ворот возникает много голевых моментов, с которыми должен по максимуму справляться голкипер. У Песьякова это получается.
— У вас были амбиции стать главным тренером или так сложились обстоятельства, а вы не стали им противиться и приняли предложение?
— Выбор в пользу тренерской карьеры сделал давно и не жалею об этом. Но главным тренером быть не хотел. Сейчас так сложились обстоятельства. Меня попросил возглавить клуб президент клуба Арташес Арутюнянц, и я, конечно же, согласился.
Я вообще оказался в «Ростове» только исключительно благодаря ему. В марте 2019 года покинул «Рубин» с желанием отдохнуть от любой работы, связанной с футболом. Но в этот момент мне позвонил Арташес Владимирович и пригласил в команду. Я сначала ему ответил, что расстроен тем, что нас обманули в Казани, что нам не платили деньги полтора года. И хоть нам всё выплатили и расстались мы друзьями, мне хотелось уйти в отпуск хотя бы до мая. Но он настоял на том, что нужно приезжать немедленно, и я приехал.
— Это был шаг для поддержки команды с вашей стороны?
— И команды, и персонально Арташеса Арутюнянца. Я хочу помочь именно ему.
— Вы возглавили «Ростов» после ухода двух тренеров в начале сезона. И это не говоря о том, что у команды были результаты, на которые едва ли рассчитывали болельщики и руководство клуба. Не боялись начинать работу в таких условиях?
— Страшно не было, потому что, как мне казалось, я знал, что в этой ситуации нужно делать. Если бы не знал, как поступать, не согласился бы стать главным тренером.
— У вас в голове в тот момент уже был какой-то чёткий план действий?
— Нет, но у меня есть богатый опыт. Сейчас идёт уже 19-й сезон в Премьер-лиге, так или иначе я участвовал в подготовке к примерно 700 матчам. За это время разные ситуации повторялись. Они были в играх, внутри команд. Я видел, как в этих ситуация работали другие специалисты — Курбан Бердыев, Валерий Карпин. Жалко, что с Юрием Сёминым довелось мало поработать, но это тоже был ценный опыт.
«Тедеев и Осинов помогают не упускать из виду важных деталей»
— За что в команде сейчас отвечают Заур Тедеев и Михаил Осинов?
— Заур Тедеев — старший тренер. При подготовке к тренировке составляем вместе с ним план работы, по которому будут дальше заниматься игроки. Упражнения с футболистами на поле проводит именно он. Здесь полное доверие с моей стороны. Михаил Осинов тоже является моим помощником. Кстати, он находится в прекрасной физической форме и может заменить любого игрока во время упражнений на поле.
— Во время матчей часто бывает так, что вы с Тедеевым и Осиновым втроём находитесь рядом друг с другом и что-то активно обсуждаете. Можно ли сделать вывод, что сейчас в «Ростове» сложился некий тренерский триумвират?
— Мы обсуждаем любые вопросы по игре. Тедеев и Осинов помогают не упускать из виду важных деталей. Мы говорим, кто что думает, какие нужно внести коррективы, какие сделать замены и так далее. Думаю, это нормально. Во многих командах так.
— Легче работать, когда есть с кем посоветоваться во время игры?
— Конечно. Если была бы возможность посадить рядом на лавку ещё больше тренеров, то стало бы только лучше. У всех разные взгляды, глаз не замыливается. Иногда кто-то может подсказать что-то такое, что ты упустил из виду. Это идёт на пользу команде. В принципе, сейчас у нас хорошо складывается совместная работа.
— Как вы считаете, у вас получилось успешное совмещение постов в «Ростове» и сборной России?
— Мне не впервой. Был двухлетний период, когда я параллельно работал в «Рубине» и второй сборной России по футболу с Юрием Красножаном. Затем ещё пару лет одновременно трудился в «Ростове» и сборной Казахстана. Этот опыт помогает, пока всё нормально. Никаких принципиальных сложностей с совмещением у меня нет. Знаете, можно сказать, что чем меньше свободного времени — тем, как ни парадоксально, его больше. Когда ты расписываешь каждую минуту и дорожишь временем, то начинаешь значительно лучше организовывать свою жизнь.
«В Ростове футбол для жителей города — это всё»
— Вы прожили много лет в Казани. Назовите три преимущества Казани по сравнению с Ростовом, и, наоборот, три аспекта, по которым Ростов лучше Казани.
— Казань стала более комфортной для проживания относительно недавно. В 2005 году город отпраздновал тысячелетие с момента основания и к этой юбилейной дате обновился едва ли не наполовину. К чемпионату мира 2018 года и Кубку конфедераций 2017 года он стал ещё лучше. Казань компактная и удобная, фактически без транспортных пробок, это большие преимущества. «Рубин» за последние 15 лет достиг больших успехов, поэтому отношение местных болельщиков к футболистам и тренерскому штабу было очень позитивным, что, разумеется, нас всех очень радовало.
При этом одним из трёх лучших аспектов в Ростове я сразу назову болельщиков. Не в укор казанцам, не хочу сказать, что они чем-то хуже. Просто в Ростове футбол для жителей — это всё. А в Казани есть баскетбол, хоккей, волейбол — всего в этом городе 14 командных видов спорта, и по каждому местные клубы становились чемпионами. То есть казанским болельщикам всегда есть куда пойти, в отличие от ростовских, поэтому у них любовь к футболу не такая абсолютная, как у ростовчан.
Также мне, как парню из Ашхабада, очень нравится ростовская погода. Она лучше, чем в Казани — там холодно и мало солнца. А здесь летом жарко, как в Туркмении. Ещё один момент — несмотря на то, что я меньше проработал в Ростове, узнают меня на улицах чаще. Это приятно. В Казани люди подходили редко, а здесь — это норма.
— Чем вы любите заниматься в свободное время? Чем увлекаетесь?
— Единственное, чего мне не хватает в этой жизни, — это свободного времени. Когда всё-таки удаётся немного отдохнуть от работы, то люблю смотреть вместе с семьёй фильмы в кинотеатрах, либо же сериалы дома. Но это случается, увы, довольно редко.
— Вы упомянули Туркмению, где родились. Часто у вас получается там бывать?
— Практически не езжу в эту страну. Во-первых, последние два года Туркмения закрыта для приезжающих из-за пандемии коронавируса, а во-вторых, у меня там никого из родных уже не осталось: мама и папа умерли, а остальные давно уехали. Друзья остались, конечно, но, опять же, чтобы попасть в Ашхабад, нужно получить разрешение на въезд, что довольно проблематично. Да и авиарейсов туда никаких нет.
— А вас вообще тянет в Ашхабад?
— В последний раз, когда туда приехал, то увидел, что дом, в котором я вырос, снесли, а на его месте разбили сад. После этого Ашхабад меня совсем не влечёт.
— Есть ли город, который вы можете назвать самым близким для себя?
— Самый комфортный город для меня — это город, где живёт моя семья. Так, как мне было комфортно в Ашхабаде раньше, сейчас уже нигде нет. И в советское время, и потом, после распада СССР. Такого уютного места я уже больше нигде не нашёл. В целом в моей жизни были и есть две главные команды — это «Ростов» и «Рубин», поэтому Ростов и Казань для меня одинаково родные города.
Вратарский чат в Telegram
— Вы два фильма сняли и написали книгу о подготовке вратарей. Планируете продолжить творческо-образовательную деятельность?
— Третий фильм хочу снять. Помимо этого мы провели ещё две большие конференции в 2018 году, на которые собрали практически всех российских тренеров вратарей. На следующий год удалось провести международную конференцию с тренерами СНГ. Мы говорили о том, как сохранить наследие советской вратарской школы, поэтому логично, что на эту встречу прилетели представители бывших советских республик. Была ещё идея организовать масштабное мероприятие с участием европейских специалистов, но пока это не получается сделать из-за ковидных ограничений.
Что касается книги и фильмов, то я хотел их выпустить потому, что раньше не было никаких профессиональных учебных материалов для подготовки голкиперов. Надеялся, что мой пример будет заразительным и другие специалисты подхватят эту инициативу и тоже начнут издавать свои авторские пособия на вратарскую тематику.
— Отзывы получали?
— Получил от трёх человек, которые мне сказали, что не согласны с теми или иными абзацами в моей книге. Но при этом они же рассказали и том, что им пришлось по душе, причём эпизоды, которые все трое выделили, не совпадали друг с другом. То есть этих людей зацепили разные вещи, и мне как автору приятно это осознавать. Кстати, а вы знаете, что у нас в Telegram есть особый чат для общения вратарей?
— Не слышал.
— Создал его я, а сам чат существует где-то года три. Там присутствуют не только российские тренеры, но и специалисты из СНГ и стран дальнего зарубежья. Всего примерно около 300 человек участников, может, уже больше. Даже если у нас что-то дальше не выйдет с конференциями, то, по крайней мере, этот чат никто не отнимет.
— Что вы там обсуждаете?
— Разбираем конкретные игровые эпизоды. Устраиваем опросы: «Как вы считаете, ошибся ли в данной ситуации вратарь? Что он сделал неправильно?» Общаемся на темы упражнений, которые можно рекомендовать вратарям к выполнению, и всякие подобные вещи. Я туда уже редко пишу, больше смотрю со стороны за тем, что происходит. Для меня главное, что получилось создать тренерское сообщество в мессенджере. Насколько я знаю, такого прецедента больше нет ни в одной стране.
— В одном из интервью вы говорили, что удивлены тому, что в Англии есть тренеры по аутам, но нет наставников по розыгрышу стандартов, и предлагали ввести такую должность в России. Сейчас вы главный тренер «Ростова». Будете просить руководство клуба организовать вакансию специалиста по стандартам?
— Уверен, что рано или поздно такая должность появится, хотя вряд ли мы в России будем в этом первыми, скорее, опять за кем-то повторим. Говорят, что со стандартов забивают примерно 30% голов, но в «Рубине» у нас выходило гораздо больше — 50%. Получается, такой важный игровой аспект, а специалистов по нему в клубах нет. И это притом, что есть тренеры по физподготовке и наставники, обучающие вратарей, защитников, полузащитников, нападающих. Даже по аутам, в конце концов, есть. Стандарты в командах обычно наигрывают по наитию, а это на самом деле целая наука, которую можно сначала освоить, а затем эффективно применять уже в матчах.
В «Ростове» тому, как правильно разыгрывать стандартные положения, футболистов обучаю я, но отдельной ставки у нас, как и в любом другом клубе РПЛ, не существует. В 2013 году мы в «Рубине» первыми в России ввели должность помощника тренера вратарей, три-четыре года назад такой же наставник появился и у «Зенита». Больше вроде бы никто из российских команд этот пример не подхватил, хотя в Европе помощник тренера вратарей уже давно стал совершенно необходимой должностью. Мы всё время догоняем. Смотрим, как делают за границей, и боимся быть первыми.
«Мечтаю о том, чтобы на матчи «Ростова» собиралась полная арена»
— Как вы оцените результаты «Ростова» в первой части чемпионата?
— Двоякое впечатление. После 10 туров занимали 15-е место в чемпионате, были вторыми по пропущенным мячам. Поначалу у нас ничего не получалось, но сейчас потихоньку начинаем выбираться, поднялись на 11-ю позицию. До матча с «Ахматом» получилось провести четыре игры без поражений, стало чуть-чуть полегче дышать. Перед игрой с «Зенитом» мы опережаем «Урал», идущий последним, всего на четыре очка. Это довольно мало, конечно. Можно сказать, что положение на нас давит. В этом сезоне получается так, что пока нет ни единой команды, которая является совершенно очевидным аутсайдером Премьер-лиги и железным претендентом на вылет в ФНЛ.
— В такой ситуации главному тренеру сложнее работать?
— Никакой разницы нет. Нужно не смотреть на конкурентов, а набирать очки. Наша команда очень молодая, поэтому важно, чтобы игроки росли и развивались — тогда результат придёт. Я мечтаю о том, чтобы на матчи «Ростова» собиралась полная арена, а команда добивалась больших и ярких побед, как на старом стадионе «Олимп-2», где мы обыграли «Баварию», «Аякс», «Спарту» и другие известные клубы.
— Сильно отражается на настроении команды пустые трибуны?
— Поддержка болельщиков заставляет игроков вытаскивать из себя все резервы. При полном стадионе футболисты делают 100% усилий, даже не замечая этого. А вот если трибуны не заполнены… Понятное дело, что все они профессионалы, которые обязаны показывать высокий уровень в любых условиях, но всё равно это уже другая история.
Так получилось, что текущий сезон мы начали домашними матчами с «Динамо», «Зенитом» и ЦСКА, на которые из-за ковидных ограничений не пустили зрителей. Если бы болельщики нас поддерживали, то мы бы точно не проиграли все три игры.
— А в чём ещё причины того, что команда выглядела бледно в первых турах?
— Таких причин несколько. Одну я уже назвал. К ней ещё добавлю неудачный календарь, из-за которого к нам сразу приехали топовые команды. Кроме того, травмировались ведущие игроки «Ростова». Вот всё одно к другому и сложилось.
— И тренеры менялись…
— Разумеется, это тоже сказывалось.
— Какие позиции в команде, на ваш взгляд, нуждаются в усилении?
— Мы рассчитываем на то, что прибавят те игроки, что уже есть. Они молодые, амбициозные, им есть к чему стремиться. С другой стороны, хотелось бы, чтобы хотя бы по два-три опытных игрока в каждой линии всё-таки появились, а молодёжь на них ориентировалась и быстро прогрессировала. Нам это действительно очень нужно.
«Лучшие футболисты — те, которые умеют быстро думать»
— Какие задачи клуб будет решать после зимней паузы?
— У нас задача одна: выиграть ближайший матч. Дальше мы не смотрим и говорим ребятам: «Никогда не смотрите в таблицу — мы будем играть только на победу». Знаем, что игрокам трудно, но по-другому нельзя.
— Если не брать в расчёт место в таблице после завершения чемпионата, то что лично для вас станет главным мерилом успешности этого сезона для «Ростова»?
— Качество игры, которое показывает клуб. Сейчас оно, к примеру, лучше, чем было в начале чемпионата. Уже получается, что тренерский штаб работал не зря. Хочется, чтобы дальше этот уровень стал ещё выше. Если каждый игрок хоть по чуть-чуть прибавит, то для команды это будет большой рывок вперёд. Я сейчас говорю не только о спортивной составляющей — не меньшее значение имеет то, как игроки ведут себя, например, в быту. Насколько дисциплинированно они соблюдают режим сна и питания. Профессиональное отношение к своему делу у спортсмена должно быть не только на тренировках, оно проявляется вообще во всём, в самом образе его жизни.
— У футболистов «Ростова» с этим всё в порядке?
— Нам хочется верить, что да. Мы же за ребятами не следим. Во всяком случае, они очень редко приходят после отпуска или возвращаются в основную группу из лазарета с лишним весом. Никогда не было, чтобы от кого-то шёл запах спиртного. Я сам играл, да и как тренер всякое видел в разных командах, так мне что есть с чем сравнивать. Могу сказать ответственно: этом плане к футболистам претензий нет. Молодые игроки хотят себя достойно показать, чтобы заработать выгодные контракты с топ-клубами. Это ведь тоже цель. Не обязательно опускать руки, даже если команда выступает неудачно. Если хочешь добиться чего-то в жизни и уйти в более сильный клуб, значит, тебе нужно лучше играть — и без разницы, на каком месте идёт команда. Обязательно должны быть амбиции и тщеславие, в хорошем смысле слова.
— В составе «Ростова» вы можете выделить игроков, которые со временем могут уйти в топ-клубы?
— Конкретных фамилий называть не буду. Хочу сказать другое: каждый из наших ребят может прибавить. В этом я твёрдо уверен. Задача тренерского штаба состоит в том, чтобы научить игроков правильно действовать на поле. Они уже не станут техничнее, не побегут быстрее в таком возрасте. Это не главное. Нужно учиться принимать правильные решения. Лучшие футболисты — те, которые умеют быстро думать. Мышцы, техника, физика — это вторично, прежде всего важна светлая голова.