Из-за высокой численности медуз в Азовском море пора говорить о медузной катастрофе

Кандидат биологических наук Сергей Дудкин

Сергей Дудкин, кандидат биологических наук. Фото donnews.ru

В Азовском море выросла популяция медуз. В результате уменьшилось количество рыбы, отдыхающие боятся заходить в воду, жалуются на неприятные запахи. Журналист donnews.ru выяснил у доцента кафедры зоологии Академии биологии и биотехнологии ЮФУ Сергея Дудкина, какие виды медуз опасны, как планировать отдых, что делать с «медузной катастрофой» и каковы прогнозы на лето 2024 года.

Аурелия безопасна, корнерот опасен

— Сергей Иванович, летом 2023 года отдыхающие жаловались на заполненное медузами Азовское море. Какие виды медуз опасны для людей?

— Из тех, что нас интересуют в связи с последними событиями — это ушастая медуза, иначе называемая аурелией, и медуза ризостома, она же корнерот.

Аурелия достаточно широко распространена у нас, в Средиземном море, в Атлантике, в северных морях. Она относительно холодостойкая: её можно встретить в Чёрном море зимой, весной и осенью. Аурелия абсолютна безопасна для человека и не достигает крупных размеров.

Корнерот — гораздо более крупная медуза. Для Чёрного моря она обычный обитатель, но для Азовского создаёт большую проблему. Эта медуза относительно теплолюбива и развивается в основном летом и ранней осенью.

В организме корнерота содержится нервно-паралитический яд, который защищает медузу от хищников и позволяет ей парализовать, например, мелкие организмы, которыми она питается. Для человека яд не смертелен, но может вызывать раздражение кожи, похожее на ожог: зуд, боль, жжение в месте соприкосновения.

— Можно ли визуально отличить опасную медузу от безопасной?

— Да, разница видна. Аурелия выглядит как блюдце, у неё широко раскрытый колокол, небольшие щупальца, которые не сильно бросаются в глаза. Самое характерное — полупрозрачный купол с рисунком в виде четырёх лепестков.

У корнерота колокол более плотный, округлый. Она менее прозрачная, иногда белого или молочно-жёлтого цвета. В период полового размножения край колокола и щупальца бывают сине-фиолетовыми. Щупальца — сросшиеся между собой, достаточно массивны и свисают из-под колокола в виде языка. Любой человек легко отличит корнерота от аурелии.

Слева — безопасные аурелии, справа — ядовитый корнерот. Коллаж donnews.ru

— Может ли медуза напасть?

— Медузы на человека специально не нападают. Море — их естественная среда. Наоборот, человек может в процессе купания коснуться медузы. Если взрослый мужчина коснётся медузы ногой или рукой, то это не будет большой проблемой. Но если яд медузы попадёт на нежные участки кожи, например на губы, веки, уши, в паховую или подмышечную область, то ожог ясно почувствуется. Женщины более чувствительны к ожогу: их кожа тоньше и нежнее. А самые уязвимые в данной ситуации — дети. Если в море много медуз-корнеротов, то детям купание противопоказано.

— Как оказать первую помощь при ожоге медузы?

— Если ожог очень сильный (всё горит, кожа краснеет, поднимается температура, начинается учащённое дыхание), то нужно обработать место ожога спиртовым раствором и принять противоаллергическое и обезболивающее средства.

От медуз не избавиться, но есть три способа ограничить их количество

— Летом 2023 года туристы жаловались на обилие медуз в море. Как это повлияло на отечественные курорты?

— На Азовском побережье раньше отдыхало до 7,5 млн человек в год, и это только в Краснодарском крае. В прошлом году люди часто отказывались от отдыха, потому что не было возможности даже зайти в воду. Засилье медуз в море привело к колоссальным потерям для отечественного туризма и частного бизнеса, который строил экономику на сезонном отдыхе. Это затронуло и Республику Крым, Донецкую Народную Республику, Запорожскую и Херсонскую области.

— Можно ли при планировании отпуска предвидеть, когда медуз будет много?

— Азовское море — мелководное, поэтому оно быстро прогревается. Корнерот — медуза теплолюбивая. Как правило, её численность возрастает в пик сезона, в июле-сентябре.

Более того, условия для них улучшаются: с 2019 года солёность моря достигла оптимальных для медуз значений. Уже в 2020 году курортный бизнес и рыболовство начали нести большие потери, поскольку орудия лова рыбаков стали заполняться медузами. В 2022-2023 годах негативное воздействие на сферу отдыха и рыболовство стало столь сильным, что можно говорить о «медузной катастрофе».

— И как мы можем её предотвратить?

— Ничего нельзя сделать быстро, но варианты решения всё-таки есть.

Самый радикальный способ, за который я бы обеими руками голосовал, — это увеличение пресноводного стока в Азовское море. Единственный реальный источник, который мог бы позволить это сделать, — перенаправление части стока Днепра в Азовское море. В него необходимо переправлять приблизительно по восемь-девять кубокилометров пресной воды ежегодно, тогда через 3-4 года произойдёт опреснение, и медузы исчезнут. Более того, восстановится традиционная для моря ихтиофауна — судак, тарань, лещ, бычки, тюлька и другие ценные рыбы. Но такое решение должно быть принято на высоком уровне.

На данный момент идёт обсуждение вопроса переброски части стока Волги через Ерзовский канал в бассейн Дона, однако этот способ дороже и даст всего четыре кубокилометра воды — это меньше нужного объёма.

Второй способ — усиление биологической конкуренции за корм. Если мы хотим ограничить численность медуз, то должны позаботиться о том, чтобы у них было больше пищевых конкурентов. Медуза питается зоопланктоном. Это универсальный корм, им питаются и другие организмы — личинки всех рыб, а также рыбы-планктофаги, например анчоусы. Именно анчоусы во всех морях конкурируют с медузами за пищу, поскольку отфильтровывают зоопланктон большим широко открытым ртом, процеживая огромную массу воды, и делают это быстрей и эффективней, чем медузы. Стая анчоуса ведёт себя как огромный биофильтр, отцеживающий планктон. Если численность и биомасса популяции анчоуса будет высокой, то он будет успевать съедать зоопланктон, ограничивая численность медуз. И у нас в море есть свой анчоус — это всем известная хамса. Но чтобы создать большую популяцию анчоуса, нужно ослабить его промысловое изъятие.

Хамса. Иллюстрация предоставлена Сергеем Дудкиным

В 2014-2015 годах популяция этой рыбы в Азовском море была на весьма высоком уровне – порядка 300 тысяч тонн, но вскоре началась её активная добыча. Некоторые промышленники в процессе добычи выбирали только самую крупную рыбу, а мелочь выбрасывали за борт. В результате за три года запас хамсы упал настолько, что открылась свободная пищевая ниша для развития медуз. Необходимо сделать всё, чтобы восстановить высокую численность азовской хамсы, а для этого надо разумно ограничить промысел.

В странах Юго-Восточной Азии — Китае, Филиппинах, Японии, Корее — медуз ловят, заготавливают и едят. В культуре нашего населения нет потребления «хрустального мяса» медуз, поэтому они у нас практически не используются. Тем не менее возможно применить и третий способ решения проблемы — выстраивать связь со странами, где медуз употребляют в пищу, и организовать экспорт медуз в эти страны.

Какой вы можете дать прогноз о численности медуз на лето 2024 года?

— Если ничего не делать, то всё станет ещё хуже. С каждым годом медуз будет больше, поскольку солёность в море выросла и пока не снижается.

Поделиться: