Ростов через 25 лет отпразднует трёхсотлетие. Пока сложно представить, как будет выглядеть город, где будут жить ростовчане, на чём ездить и так далее. Журналист donnews.ru изучил мнение архитекторов, геодезистов, урбанистов и выяснил, каким они видят Ростов будущего.
Архитектор: пока «никто не знает, куда Ростов идёт и по каким правилам»
По словам члена Союза архитекторов России, главного архитектора архитектурного бюро ООО «Новая Р.А.С.А.» Андрея Дойницына, пока что «никто не знает, куда Ростов идёт и по каким правилам».
— Например, в ноябре пошли дожди, и мы с вами увидели поднятие уровня воды везде и всюду. Это всё очень серьёзно. Кто в этом виноват? — задал Дойницын риторический вопрос на круглом столе «Ростов-2049: каким мы видим наш город к его трёхсотлетию». — Мы не знаем — может быть, природа, а может, хаотичная застройка, которая не сопровождается никакими регламентами развития всей территории.
А вот говорить о высотном строительстве, по его словам, бессмысленно, потому что «дно пробито»: планируется строительство стоэтажного здания, застраивается многоэтажками левый берег Дона.
— Многоэтажки добавят проблем всем людям, которые там будут жить. В том числе батайчанам, стоящим в пробке на въезде в Ростов, — подчеркнул он.
Ростовские власти постоянно рассказывают о новых парках, зелёных зонах, говорит Дойницын. Но пока что это всё остаётся лишь на словах.
— Наша команда провела много исследований. Мы предлагали территорию ипподрома превратить в парк. Намного лучше, чем у Галицкого. Этот парк можно было спроектировать с нуля: сделать подземный паркинг, подземные ёмкости для полива, — поведал он.
По его словам, это не единственные проблемы Ростова. И чтобы их решать, нужен диалог чиновников и профессионального сообщества. А этого можно добиться только благодаря общественному резонансу.
Архитектор: высотное строительство в Ростове однозначно прекратится
По мнению Андрея Дойницына, высотное строительство в Ростове однозначно прекратится, так как в городе просто нет такого количества людей, которые бы заселили эти многоэтажки. А вот частный сектор, коттеджные посёлки, считает он, разрастутся.
— На широких просторных территориях вблизи города коттеджные посёлки будут только разрастаться, — считает Дойницын. — Да, у них есть огромные проблемы: возводятся дома, но нет инфраструктуры. Но тот, кто поймёт, что нужно возводить всё это вместе, достигнет успеха. Я называю эту модель «небоскрёб, который лежит на боку».
По оценке экспертов, жилая зона Ростова на данный момент на две трети состоит из частного сектора.
Общий тренд — за цифровизацией и беспилотным транспортом
Доцент кафедры геодезии ДГТУ, гендиректор «Датум инжиниринг» Роман Мацегоров считает, что будущее Ростова за развитием цифровых технологий. Речь идёт о цифровизации коммунальной инфраструктуры, 3D-моделировании города и так далее.
— Например, понимание текущего состояния инфраструктуры особенно важно: в Ростове большой износ коммунальных сетей, что приводит к авариям. И мы должны понимать, где и в каком состоянии они находятся, чтобы управлять этими данными, — подчеркнул он.
Второй момент, по его словам, — это переход на электромобили и беспилотный транспорт.
— Мы понимаем, что через 20-30 лет он {беспилотный транспорт. — Donnews.ru} будет. И наличие в семье нескольких машин, я думаю, сойдёт на нет. И такой нагрузки на дороги, как сейчас, не будет, — уверен Мацегоров.
Эксперт: «На то, чтобы ростовчане поверили в общественный транспорт, уйдут годы»
Эксперты круглого стола уверены: будущее в Ростове за общественным транспортом. Но как заставить ростовчан пересесть на него?
Во-первых, в Ростове нужно развивать несколько видов общественного транспорта, считает доцент кафедры организации перевозок и дорожного движения ДГТУ Михаил Поздняков. Например, будущее развитие сети скоростного трамвая создаёт основу для перераспределения транспортного спроса в сторону общественного.
Во-вторых, говорит Поздняков, необходимо изменить сам общественный транспорт: он должен стать безопасным, регулярным, предсказуемым, повсеместно комфортным.
— Но на то, чтобы ростовчане поверили в общественный транспорт, конечно, уйдут годы, — уверен он.
В-третьих, необходимы ограничения для водителей. Ведь очевидно, что никто просто так не оставит машину и не пересядет на автобус. По словам Позднякова, есть несколько механизмов ограничений: прямые и косвенные.
— К прямым относятся: система платного проезда, платные парковки, ограничение на въезд в определённую зону города, Есть, например, такая система: если в салоне машины больше двух человек, то ей разрешён проезд, но если один — запрещён. Это реально действующая практика во многих городах и странах, — рассказывает эксперт.
А к косвенным мерам относятся социальная реклама и повышение сознательности ростовчан.
Эту многолетнюю задачу, по словам Позднякова, возможно, удастся решить как раз к 2049 году.
Нейросеть представила облик Ростова к 2049 году
На основе анализа экспертов, выступивших на круглом столе, нейросеть представила облик Ростова к его трёхсотлетию. В основу запросов для искусственного интеллекта легли наиболее часто встречающиеся в ответах экспертов характеристики города.
Прогноз выглядит достаточно оптимистично с точки зрения благоустройства: нейросеть изобразила Ростов весь в ярко-зелёных деревьях и кустарниках. Но город будет застроен многоэтажками, в том числе на картинках есть и небоскрёбы.