По реке Северский Донец в Ростовской области возможно восстановление грузовых и пассажирских водных перевозок. Об этом на заседании Морского совета при правительстве региона заявил глава ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергей Гайдаев. Когда-то оно и так существовало, однако уже долгое время река не используется.
По словам Гайдаева, участок Северского Донца в Ростовской области составляет 208 километров. Из них на 66 километрах имеются гарантированные габариты для прохода судов. Однако в случае необходимости бассейновая администрация готова провести дноуглубление оставшихся более 130 километров реки.
Пассажиров по Северскому Донцу во времена СССР возили суда типа «Ракета» и «Заря», на реке работали несколько пунктов посадки и высадки пассажиров. Например, был маршрут «Ростов — Белая Калитва».
При этом, по мнению Гайдаева, возрождать пассажирское судоходства на Северском Донце смысла нет. А вот проводить здесь экскурсии и возить туристов — вполне перспективно.
— Природа на Северском Донце просто замечательная, там есть на что посмотреть, — говорит он.
Надежду он возлагает на судоходную компанию «Дон», созданную правительством Ростовской области. По словам Гайдаева, сначала стоит «обкатать» пассажирские перевозки по Дону, а потом уже, если всё будет хорошо, запустить маршрут и по Северскому Донцу. Идею поддержали как замгубернатора-министр транспорта Владимир Окунев, так и глава судоходной компании «Дон» Герман Лопаткин.
Однако Гайдаев предлагает также посмотреть и на опыт Москвы, где недавно появились электрические речные трамвайчики.
— Там для них оборудованы причальные сооружения с зарядными устройствами. Когда трамвайчик забирает или выгружает пассажиров, он заодно и заряжается. Очень интересная штука, но сначала надо посмотреть как это будет работать в Москве. А потом можно взять на вооружение, — считает глава ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация».
Ещё перспективнее для Северского Донца, продолжал Гайдаев, возрождение грузоперевозок. Когда-то по реке в Ростовский порт возили зерно, до 300 тысяч тонн в лучшие годы. А вплоть до 2020 года по Северскому Донцу перевозили щебень, который добывался на карьерах по берегам реки.
По словам Гайдаева, при использовании речного флота небольшого тоннажа грузоперевозки по этому пути можно и нужно возрождать.
— Если взять фуру с прицепом, то это где-то 65 тонн груза. Баржа — это тысяча тонн щебня или камня. При почти одинаковой мощности силовых установок эффективность водных перевозок в разы выше. И самое главное, мы исключаем фактор разрушения дорожного покрытия. Поэтому не воспользоваться перевозками по Северскому Донцу, можно сказать, — преступление, — заявил Гайдаев.
Для возрождения пассажирских и грузовых перевозок рассматривалась и река Маныч. Однако при проработке этой темы в «Азово-Донской бассейновой администрации» пришли к выводу, что у Северского Донца перспектив гораздо больше. Да и востребованность у этой реки будет гораздо выше.