Ростовская область уже в 2024 году может как минимум серьёзно просесть по производству прудовой рыбы. В худшем случае отрасль, которой так гордится регион, может быть уничтожена полностью. Всему причиной — одна небольшая ошибка, допущенная в расчётах неким неназванным чиновником. И хотя все всё понимают, исправлять ситуацию не торопятся. Даже наоборот, сопротивляются этому. Просто потому, что признаться в некомпетентности пока сложнее, чем загубить целую отрасль.
Рыбные пруды в Ростовской области могут засыпать землёй
Как рассказал dоnnews.ru председатель ассоциации «Большая рыба» Александр Ершов, эта история началась в феврале этого года. Тогда к нему пришёл знакомый юрист и сообщил, что в Ростовской области пересчитали кадастровую стоимость земель под прудами. Была она 5,7 рубля за квадратный метр, а стала 296 рублей.
— Как оказалось, это касается подавляющего большинства прудовых хозяйств Ростовской области. В среднем стоимость земли выросла в 60 раз. А от кадастровой стоимости зависит земельный налог. Соответственно он также увеличится в 60 раз. Налог, который мы должны будем заплатить, получается выше, чем наша прибыль, например, за 2022 год, — говорит Ершов.
До череды банкротств прудовых хозяйств дело вряд ли дойдёт. Просто люди закопают водоёмы и засеют их морковью, арбузами, подсолнечником или так далее. Потому что с земель, используемых для выращивания сельхозкультур, налог в Ростовской области составляет около 4 рублей с квадратного метра.
— Всё это мы уже когда-то проходили, когда, например, не было денег на воду. Засыпали пруды и выращивали что угодно, кроме рыбы. На нынешнюю ситуацию решение будет таким же — не заниматься рыбоводством, — говорит Ершов.
Некоторые, признаёт он, могут, конечно, сохранить пруды, но уйти в при этом «в тень». Так или иначе, уже в 2024 году производство прудовой рыбы в Ростовской области может рухнуть. При этом речь идёт о целой отрасли, которой регион по праву гордится. Ростовская область даёт стране ежегодно больше 10% всей прудовой рыбы, а хозяйства получают миллионные субсидии из бюджета.
— И вот один ляп может со всем этим покончить, — говорит Ершов.
Самое страшное и смешное во всей этой ситуации заключается в том, что специально гробить прудовое рыбоводство никто в правительстве Ростовской области не собирался. По словам председателя ассоциации «Большая рыба», во всей этой истории «нет корысти, есть только дурь».
Одна чиновничья ошибка поставила всю отрасль на грань уничтожения
— Когда мы стали выяснять, как так вообще вышло, что наша земля (а это солончаки и болота, на чернозёме пруды никто не создаёт) вдруг стала в 60 раз дороже, оказалось, что имела место элементарная арифметическая ошибка. Просто какой-то чиновник, который считал новую кадастровую стоимость, поставил в формулу не 200 килограммов рыбы с гектара, а 200 центнеров, то есть 20 тонн, — объясняет Ершов.
Здесь нужно пояснить, что расчёты вело ГБУ «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области», подчинённое региональному министерству имущества. По словам Ершова, глава министерства Евгений Осыченко ещё в апреле во время одного из заседаний, посвящённых этой проблеме, ошибку в расчётах увидел и признал. И тогда же сказал, что буквально в течение недели вопрос решат.
— Однако вскоре выяснилось, что губернатор уже подписал постановление. В личной беседе мне пояснили, что теперь никто из чиновников не хочет признавать свою ошибку, — говорит Ершов.
Он пояснил, что методика определения кадастровой стоимости земли утверждена Росреестром. Прудам в этом 96-страничном документе посвящено всего 3 абзаца. Там говорится, что для определения кадастровой стоимости земли под прудами нужно взять естественную рыбопродуктивность водоёма и умножить на среднюю цену произведённой рыбы. Естественная рыбопродуктивность давно посчитана специализированными институтами и утверждена приказом Минсельхоза РФ. Для Ростовской области это 2,6 центнера с гектара, или 260 килограммов.
— Её нужно умножить на 142 рубля. Такую цену взяли в нашем минимуществе. Откуда — тоже вопрос, потому что мы в лучшее время отгружали не дороже 120 рублей за килограмм. Но пусть даже 142, так их умножили на 200 центнеров с гектара, то есть на 20 тонн. И чтобы оправдать свою ошибку, они теперь в ответах на наши запросы приводят какую-то бредятину. Например, по их расчётам, у меня на 600 гектарах хозяйства должно работать 3600 человек. А в реальности их работает 47. Ну просто липа же, — удивляется Ершов.
И это не говоря уже о том, что показатель естественной рыбопродуктивности является достаточно условным, так как он фактически не учитывает расходы на ведение хозяйства — выпуск малька и наполнение прудов водой с помощью насосов.
Некомпетентность чиновников доказана в суде
«К счастью», проблема коснулась не только простых рыбоводных предприятий, но и Азово-Черноморского филиала ФГБНУ ВНИРО (АзНИИРХ). У учёных есть своё прудовое хозяйство — центр аквакультуры «Взморье». Здесь занимаются селекцией рыбы, её изучением и воспроизводством. То, что донская шемая вскоре будет выведена из списка исчезающих видов — заслуга именно АзНИИРХа и «Взморья».
Так вот, земля под прудами «Взморья» также по решению правительства Ростовской области вдруг стала в 60 раз дороже. Затраты на уплату налогов для АзНИИРХа не так критичны, как для частных предприятий. Всё же он финансируется из бюджета. Однако столь резкий рост кадастровой стоимости как минимум на год отодвигает строительство нового селекционно-генетического центра. Это очень важный и долгожданный проект, на который удалось привлечь миллиарды из федерального бюджета.
В итоге АзНИИРХ подал иск к ГБУ «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области», указывая, что при расчёте кадастровой стоимости земли под прудами была допущена ошибка. Буквально на днях было вынесено решение, в котором позиции АзНИИРХа была полностью подтверждена.
— Суд признал ошибку, — говорит Александр Ершов. — Но теперь нужно ждать, как себя поведут минимущества и ГБУ. Если будут подавать апелляцию, то пройдёт ещё полгода. А в январе 2024 года нам придёт счёт на платёж по налогу на землю. И он будет непомерный.
К слову, нигде больше в российских регионах такой ситуации почему-то не возникло — даже в тех, где власти тоже уже пересчитали кадастровую стоимость земли под прудами. Так, во всех соседних регионах квадратный метр под прудами официально стоит в пределах 5-9 рублей. И только в Ростовской области — почти 300.
Глава ГБУ отказался от очной ставки
Отметим, что о проблеме говорят уже не только рыбоводы. Так, на днях прошло заседание экспертного совета при бизнес-омбудсмене Ростовской области. И вопрос изменения кадастровой стоимости земли под прудами был на нём одним из основных.
«Примечательна позиция руководителя ГБУ «Центр содействия…» {организация, ответственная за расчёты. — Dоnnews.ru}, — написал в своём telegram-канале Олег Дереза. — Он объявил, что это его принципиальная позиция и ни на какие встречи с уполномоченным и предпринимателями он не придёт! Там {на заседании экспертного совета. — Dоnnews.ru} были не только уполномоченный, члены экспертного совета, предприниматели, но и заместитель руководителя Заксобрания, министр экономического развития, заместитель руководителя Росреестра — видимо, все мы попали под его принципиальную позицию».
По словам Дерезы, такие ГБУ есть во многих регионах России. И при них зачастую действует консультационный совет, задача которого — рассматривать обращения и жалобы предпринимателей на допущенные в расчётах ошибки. И исправлять их.
«Но ГБУ нашей области, видимо, это не нужно! Мы все вместе решили обратиться к губернатору с просьбой создать такой совет!» — пишет Дереза.
Добавим, что Александр Ершов, несмотря на всю абсурдность ситуации, настроен позитивно. Он уверен, что здравый смысл всё же победит, уж слишком очевидна допущенная ошибка.
Кроме того, вполне очевидно, что одно дело — отвечать перед губернатором за допущенную, но исправленную ошибку в расчётах. И совсем другое — объяснять, как так вышло, что в Ростовской области всего за год загнулась целая отрасль, которой регион так гордился.