Пандемия коронавируса в Ростовской области откатилась на показатели двухлетней давности

Но о её завершении речи пока не идёт

Рейд по соблюдению масочного режима в Ростове в мае 2020 года. Фото rostov-gorod.ru.

Два года назад — 1 мая 2020 года — в Ростовской области указом губернатора для борьбы с пандемией коронавируса был введён масочный режим. Это ограничение было хоть и не самым серьёзным, но точно самым заметным. Медицинская маска на лице стала своеобразным символом времени. Однако начиная с 24 февраля этого года о коронавирусе практически забыли, хотя сам он никуда не делся. Рассказываем, как сейчас в Ростовской области обстоят дела с распространением COVID-19 и что говорят эксперты по поводу того, стоит ли ждать от него новых сюрпризов.

Пик пройден накануне начала спецоперации

В Ростовской области уже достаточно долгое время ежесуточно регистрируется не более 200 (а в отдельные дни и меньше 150) новых случаев заражения коронавирусом. Это уровень начала лета 2020 года, когда пандемия по сути только начиналась.

По состоянию на утро 1 мая этого года с коронавирусом в стационарах Ростовской области проходило лечение 355 человек, в том 8 человек находились в тяжёлом состоянии на инвазивной ИВЛ, 25 человек — на неинвазивной. Для сравнения — в середине февраля этого года в стационарах Ростовской области с коронавирусом лежало 3516 пациентов, в том числе 33 в тяжёлом состоянии на инвазивной ИВЛ и 252 человека — на неинвазивной.

Вообще именно на середину февраля 2022 года в Ростовской области пришёлся пик пандемии. Согласно графику, который публикует региональное управление Роспотребнадзора, максимальный за всё это время суточный прирост новых случаев заражения был зафиксирован 19 февраля — 4629. После этого начался резкий спад и уже спустя всего месяц в сутки регистрировалось порядка 1200 новых случаев.

Инфографика управления Роспотребнадзора по Ростовской области

Сложно не заметить, что коронавирус в России пошёл на спад вместе с началом спецоперации в Украине. Однако это, судя по всему, хоть и странное, но совпадение. Хотя бы потому, что пандемия отступила по всему миру, а не только в России. Локальные вспышки остаются (как, например, в Шанхае), но в целом в мире ситуация с коронавирусом стоит уже далеко не так остро, как ещё недавно.

С другой стороны, спецоперация в Украине моментально затмила собой коронавирусную повестку во всех мировых медиа. Это также внесло свою лепту в иллюзию того, что COVID-19 куда-то пропал. По мнению экспертов, причина ещё и в том, что люди просто не хотят усиливать новый стресс остатками старого. И в этом смысле новости с Украины уже третий месяц затмевают собой всё остальное.

Наконец, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. По причине всё той же спецоперации визиты иностранцев в Россию резко сократились, как и зарубежные поездки россиян. А самоизоляция, как известно, одно из самых эффективных мероприятий в борьбе с пандемией коронавируса.

Бессрочные ограничения

Их осталось не так много. Основные и хорошо заметные — это масочный режим и работа заведений общепита максимум до 23:00. И никаких сроков по их отмене пока в правительстве не называют. Как заявил в конце апреля губернатор Василий Голубев, это «не вопросы первостепенной важности для областного правительства». Спорить с этим утверждением сложно, учитывая перед каким вызовом оказалась экономика региона из-за санкций.

Однако масочный режим, который был введён почти ровно два года назад (с 1 мая 2020 года), в настоящее время стал ещё большей формальностью, чем раньше. Соответствующие рейды на транспорте давно не проводятся, во многих сетевых продуктовых магазинах маски тоже требуют через раз. Так что отмена масочного режима сейчас стала бы скорее констатацией факта, чем реальным смягчением ограничений. Не делается это скорее всего лишь потому, что если не дай бог его потом придётся опять вводить, то люди точно не поймут.

Мощная иммунная прослойка

На этом фоне встаёт логичный вопрос о том, что же дальше. По данным Роспотребнадзора, сейчас 90% заболеваемости коронавирусом в стране вызвано вариантом «Стелс-Омикрон». Считается, что он протекает легче, однако это не совсем так. Недавно появилась научная работа, которая показала, что в непривитой популяции этот вариант коронавируса убивает пожилых так же, как ранние варианты, пишет «Московский комсомолец» со ссылкой на молекулярного биолога Дмитрия Карпицкого.

«Пока нет никаких оснований говорить, что эволюция вируса идёт по мути смягчения его свойств. Мы наблюдаем, что его «смертельность» не снижается. И более мягко заболевание им протекает лишь среди людей с высокой долей иммунной прослойки, которая вызвана приобретением естественного или вакцинного иммунитета. Поэтому в Гонконге, где был высокий процент наивного населения (то есть тех, кто ранее вообще не встречался с SARS-Cov2 и не вакцинировался) «Стелс-Омикрон» демонстрирует такую же высокую смертность, как и «Дельта»», — говорит эксперт.

По словам руководителя научной группы разработки новых методов диагностики на основе технологий секвенирования ЦНИИЭ Роспотребнадзора Камиля Хафизова, даже новые более заразные штаммы вряд ли вызовут новую волну пандемии в России.

«Мы так «хорошо» переболели в январе-марте, что сейчас создали очень мощную иммунную прослойку. Это следует также из факта того, что сейчас четыре из пяти новых случаев инфицирования в стране вызваны «стелс-омикроном» BA.2, который был самым заразным, но тем не менее число выявленных заболевших находится на минимумах», — комментировал он ТАСС.

С другой стороны, говорят вирусологи, никаких данных о продолжительности иммунитета после омикрона нет

Новый подъём числа заболевших возможен ближе к началу холодов, то есть с середины осени, рассказал «Ленте.ру» академик РАН, вирусолог, научный руководитель НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова Виталий Зверев.

«Если чего-то ожидать, то в начале зимы — середине осени. Все опять будет зависеть от того, насколько изменится этот штамм коронавируса. Пока он меняется, что называется, в лучшую сторону. Мы видим, что тяжёлых форм заболевания гораздо меньше, научились правильно лечить тех, у кого серьёзная форма заболевания. Смертность от коронавирусной инфекции снижается везде, не только у нас. Таких серьёзных подъемов, как были в прошлом году, с такими последствиями, думаю, больше уже не будет», — заявил учёный.

Впрочем, в середине апреля министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко предупредил о возможности новой волны COVID-19 уже в мае. По его словам, скорее всего, её вызовет кто-нибудь из представителей семейства «Омикрон», которое продолжает пополняться новыми подвидами.

Сергей Деркачёв

Поделиться: