Педагогов дополнительного образования Ростовской области заставили конкурировать друг с другом за финансирование

На две хорошие секции социального сертификата не хватит

Занятие во Дворце творчества детей и молодёжи. Фото donnews.ru

В Ростовской области 1 сентября заработала система персонифицированного дополнительного образования. Главным её элементом является социальный сертификат. О том, что это такое, dоnnews.ru уже писал. В целом ничего сложного: у каждого ребёнка есть сертификат, им платят за секции. На сколько хватит сертификата — столько секций и можно посещать бесплатно. Однако вопросов и проблем в итоге возникло очень много, в первую очередь у родителей.  

При этом министерство образования Ростовской области крайне скупо поясняло, как это всё должно работать и какие цели эта реформа преследует. Более-менее публично это было сделано лишь на заседании круглого стола, организованного на днях Заксобранием. Депутатам, в отличие от родителей, педагогов и СМИ, всё достаточно доступно объяснили. Однако даже у них, судя по всему, возникли насчёт этих сертификатов некоторые опасения.

За дополнительное финансирование придётся побороться

Как выяснилось, новая система напрямую влияет на работу организаций дошкольного образования. Раньше они работали только по муниципальному заказу — обучали детей и получали за это бюджетные деньги. Теперь же так будет распределяться лишь около 70% средств, выделенных муниципалитетом на допобразование. Остальные предусмотрены для распределения на конкурентной основе, как раз через сертификаты.

Как говорит директор ГАУ РО «Институт развития образования» Анна Котова, учреждения допобразования сами выбирают, какие программы отдать под сертификат, а какие — под муниципальный заказ. Смысл в том, чтобы лучшие (самые популярные) свои секции перевести на сертификат, привлечь туда детей и получить за это дополнительные деньги.

— Эти программы могут дублироваться {быть доступными и по сертификату, и по муниципальному заказу. — Dоnnews.ru}, чтобы не только сохранить контингент детей, но и привлечь новых из других учреждений допобразования, в том числе находящихся в других муниципалитетах, — пояснила Котова.

В итоге учреждение допобразования может за счёт сертификатов как получить дополнительное финансирование, так и потерять бюджетные деньги, говорит начальник управления образования Ростова Виктория Чернышёва.

— Чтобы привлечь и заинтересовать ребёнка и родителя, нужно предлагать конкурентоспособные программы. И учреждения сейчас понимают: чтобы привлекать дополнительные средства, надо этим заниматься. Это правильный принцип, когда деньги {в учреждение. — Dоnnews.ru} идут за детьми. Мы должны быть нацелены на развитие. И новая система это стимулирует, — заявляет она.

Совсем упрощая: примерно за 30% финансирования, которое раньше более-менее равномерно распределялось по всем учреждениям допобразования, к примеру, Ростова, теперь нужно конкурировать между собой. В некоторых муниципалитетах это уже привело к тому, что секции, признанные непопулярными, закрыли. В Ростове, заверяет Чернышёва, таких случаев пока нет.

Бюджет Батайска профинансирует организации допобразования Ростова

Одна из проблем такой конкуренции в том, что, как уже говорилось, она существует не только внутри муниципалитета. К примеру, вполне очевидно, что в Ростове в учреждения допобразования ходит достаточно много детей, проживающих в агломерации — Батайске, Аксае и так далее.

В итоге получается (и в минобразования это признают), что один муниципалитет за свой счёт финансирует учреждения допобразования другого муниципалитета. Особенно это нелогично выглядит в случае того же Батайска и имеющего значительно большие финансовые возможности Ростова.

«Любимую работу превратили в борьбу за сертификаты»

Также остаются проблемы с работой портала «Навигатор дополнительного образования Ростовской области», через который подаются сертификаты. Так, в Ростове с преподавателя одной очень востребованной секции допобразования руководство требует 30 сертификатов. Есть 27, так как трое уже месяц не могут справиться с работой портала, их сертификаты, по словам родителей, программа «не пропускает». Обращения в техподдержку ничего не дают.

Как итог — у преподавателя формально неполная группа, а значит, невостребованная. И дело тут не только в деньгах и зарплате (которая у педагогов допобразования и так небольшая), но и в психологическом давлении.

— Любимую работу превратили в борьбу за сертификаты, — рассказал на условиях анонимности один из педагогов допобразования Ростова. — Руководство постоянно давит и требует, чтобы я бегал за родителями и контролировал, правильно ли они всё оформили. Раньше я радовался, что могу давать детям бесплатно по-настоящему хорошие знания, за которые в платных секциях берут большие деньги. Теперь же я на грани профессионального кризиса и думаю, хочу ли я дальше работать в таких условиях.

На две хорошие секции сертификата не хватит

На круглом столе муниципалитеты назвали и номиналы своих сертификатов. Как оказалось, суммы там небольшие. К примеру, в Ростове это 6880 рублей на год. На две сертифицированные секции этой суммы явно не хватит.

Впрочем, говорит директор ГАУ РО «Институт развития образования» Анна Котова, всё в целом так и задумывалось, чтобы сертификата хватало на одну 72-часовую программу.

Да, остаются секции по муниципальному заказу, но это, скажем так, «второй эшелон». Плюс по-прежнему бесплатны все культурные программы и спортивные секции допобразования. То есть можно взять, например, востребованный английский по сертификату и добавить к нему хоровое пение или шахматы. А вот одновременно на английский и, к примеру, робототехнику ходить бесплатно уже не получится, потому что обе программы очень востребованы и потому сертифицированы.

На этом месте определённые сомнения возникли уже и у проводившей круглый стол председателя комитета по образованию, науке и культуре Заксобрания Светланы Мананкиной.

— Когда появляется конкуренция за деньги не только с коммерческим сектором, но и между бюджетными учреждениями, это точно подтолкнёт нашу систему допобразования к развитию и преобразованию. Но очень не хотелось бы за этой гонкой за деньгами потерять нечто значимое. Ведь не всегда то, что у детей модно, что «на волне», в будущем действительно приведёт к их развитию и профессиональному успеху, поможет в самоопределении, — высказалась она.

Системе придётся меняться

Однако в целом Светлана Мананкина настроена оптимистично. По её словам, проект с внедрением сертификатов допобразования для Ростовской области пока, по сути, пилотный.

— Мы в начале пути, это всем очевидно. Проделана большая работа, но по понятным причинам остаются проблемы, на которые нужно указывать и которые предстоит решить. Это совершенно нормально для такого масштабного преобразования. Но главное, очевидно, что системе допобразования придётся меняться, — констатировала она.

В итоге было решено через год снова встретиться и посмотреть, удалось ли за это время довести работу новой системы до ума.

Сергей Деркачёв

Поделиться: