По данным Росстата, по итогам первого полугодия 2024 года работодателям Ростовской области не хватает 59 809 сотрудников. Это почти на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года — 50 240 человек.
Среди регионов России больше всего в сотрудниках нуждаются работодатели Москвы (99,5 тысячи человек), Московской области (96,8 тысячи человек) и Краснодарского края (94,8 тысячи человек).
Добавим, Росстат опирается на данные Федеральной службы по труду и занятости (Роструд). Это значит, что численность работников рассчитывается только из данных, которые работодатель представил в службу занятости. То есть на самом деле дефицит кадров в регионе значительно больше.
По данным аналитиков онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников hh.ru, из регионов ЮФО самый большой дефицит кадров зафиксирован именно в Ростовской области — на одну вакансию приходится лишь 2,9 резюме, в норме же соотношении должно составлять от 4 до 8.
Для сравнения: средний индекс конкуренции по России — 3,4 резюме на одно предложение.
Уровень конкуренции рассчитывается с помощью hh индекса — отношения числа резюме к числу вакансий — и означает, сколько соискателей претендуют на ту или иную вакансию. Конкуренция считается высокой, когда индекс превышает 7–8.
Какие профессии самые дефицитные в Ростовской области?
Как сообщила руководитель пресс-службы hh.ru по Югу Екатерина Никифорова, самыми дефицитными профессиями в Ростовской области являются продавцы розничной торговли (0,9 резюме на одну вакансию) при зарплате 48,2 тысячи рублей, рабочий персонал (1,9 резюме на вакансию) при зарплате 81 тысяча рублей, менеджеры и медицинские работники (2 резюме на вакансию) при зарплате 58 и 54 тысячи рублей соответственно.
Также в список востребованных попали профессии в следующих сферах деятельности: строительство, недвижимость (90 тысяч рублей), автомобильный бизнес (81,7 тысячи рублей), сельское хозяйство (90,3 тысячи рублей), финансы, бухгалтерия (57,2 тысячи рублей).
В пресс-службе hh.ru назвали несколько причин острого дефицита кадров. Одна из них — близость к новым территориям, «куда зовут на работу специалистов из региона и зарплаты там чаще всего выше, чем в Ростовской области».
«Также среди причин — общий для всей страны дефицит кадров, при этом Ростовская область динамично развивается, открывается много новых рабочих мест и ещё больше растёт потребность в рабочих руках», — поясняет Екатерина Никифорова.
По данным аналитиков hh.ru, категории дефицитных профессий за год практически не изменились, это прежде всего продавцы и рабочий персонал.
За январь-август 2024 года размещено больше 43 тысяч вакансий по поиску продавцов розничной торговли, специалистов IT — 15,6 тысячи, водителей — 10,9 тысячи, рабочих в сфере строительства и недвижимости — 10,5 тысячи.
По данным сервиса по поиску работы SuperJob, в сфере строительства работодатели больше всего нуждаются в монтажниках, электромонтажниках и электриках, в сфере промышленности и производства — в слесарях, токарях и фрезеровщиках, в транспорте и логистике — в водителях, курьерах и комплектовщиках.
Минтруд: дефицит кадров в России сохранится до 2030 года
Не так давно глава Минтруда России Антон Котяков заявил, что нехватка сотрудников останется актуальной проблемой ещё шесть лет. По его оценкам, к 2030 году потребность в кадрах составит 2,4 млн человек, и в основном это будут специалисты рабочих профессий.
Добавим, что из-за острого дефицита кадров в Ростовской области, как и в целом по России, выросло число компаний, которые готовы взять на работу бывших заключённых.
По данным за январь-март 2024 года в Ростове 9% предприятий готовы были принять на работу бывших заключённых, а 14% — кандидатов с непогашенной судимостью, свидетельствуют результаты исследования сервиса Superjob.
Отмечается, что работодатели стали лояльнее к судимым соискателям. По сравнению с аналогичным исследованием 2011 года цифры выросли почти в два раза.
В Ростове пять заключённых, которые отбывают наказание в исправительной колонии № 10 Ростова, стали сотрудниками «Ростовской транспортной компании»: один человек работает шиномонтажником и четыре слесарями, рассказывал директор департамента транспорта Ростова Вадим Шкабарня, уточняя при этом, что на предприятии готовы принять больше людей, но эти специалисты в дефиците.