Санкции стран Запада привели к изменению схемы автомобильной грузовой логистики, которая годами выстраивалась в России. И Ростовскую область это затронет напрямую, причём с не самой лучшей стороны, рассказал на круглом столе, организованном ИД «Коммерсант-Юг», руководитель комитета по развитию транспортно-логистического комплекса ТПП Ростовской области, бывший министр экономики региона Владимир Бартеньев.
Север — юг
По словам Бартеньева, если раньше Ростовская область помимо выгод от перевозки собственных грузов имела свою долю и с транзита, то теперь всё радикально меняется.
— На нашей территории пересекались транспортные потоки «север — юг» и «восток — запад». Коридор «север — юг» в текущей ситуации меняет своё направление, и основной поток теперь уходит в сторону Волгоградской и Астраханской областей. В порту Оля происходит перевалка, и дальше через дружественные Азербайджан и Иран транспортный поток пойдёт в другие страны и регионы, — говорит Бартеньев.
Ростовской области же остаётся одно направление — через Турцию. Эта страна, по словам эксперта, теперь становится ключевым партнёром не только для Ростовской области и Юга страны, но и для всей России.
— По сути, Турция — это теперь южные ворота РФ. Если не поменяется политика наших турецких партнёров, это будет ключевой хаб, основной драйвер развития всей автотранспортной отрасли Ростовской области и Юга России, — рассказал Бартеньев.
Хотя и здесь не всё так просто. Путь из Ростовской области в Турцию предполагает проезд по Грузии или Азербайджану. Этот маршрут более длинный и проблемный (с точки зрения оформления документов), чем через Каспийский регион. Так что наблюдается переориентация транзита с Ростовской на Астраханскую область.
Восток — запад
Ещё один традиционный транспортный коридор, проходивший через Ростовскую область, — «восток — запад». Теперь для автомобильной отрасли он потерян. Украина полностью закрыта, Белоруссия, после введения санкций Евросоюза, фактически тоже.
Что интересно, пока остаётся возможность принимать на территории России автомобильные грузы из стран ЕС.
— Но я надеюсь, что это временная мера, — говорит Бартеньев. — Потому что транспортникам России и Ростовской области хотелось бы зеркальных санкций в ответ на санкции ЕС. Но пока в деле внутрироссийского лоббизма своих интересов промышленники победили транспортников и сдержали принятие ответных санкций.
В итоге, скорее всего, транспорту ЕС также будет запрещён проезд по территории России и Белоруссии, и тогда на территории последней начнут появляться небольшие хабы, принимающие грузы из ЕС и распределяющие их дальше на восток.
Ориентация на Дальний Восток
— В любом случае, всё это мимо Ростовской области. И тут для нашего автотранспорта встаёт серьёзный вызов — это переориентация на работу с востока на запад. Мы должны научиться, простите за слово, «таскать» грузы из портов Дальнего Востока, — уверен Бартеньев.
Примеры такой работы в Ростовской области есть. Задолго до спецоперации компания «Русский берег», занимающаяся переработкой рыбы, начала возить сырьё с Дальнего Востока. Это дольше, но зато позволило быть уверенными в 100% обеспеченности сырьём и полной загрузке мощностей предприятия.
— Они перестроили свой технологический процесс под новые сроки доставки и прекрасно работают. И считают, что так вышло гораздо выгоднее, — рассказал эксперт.
Перспектив транспортному пути с Дальнего Востока добавляет и то, что железная дорога по этому направлению уже начинает задыхаться. С текущим объёмом грузов и заказов на перевозку тот же Транссиб уже не справляется. Так что транспортникам предстоит выстроить параллельные ему маршруты, чтобы найти себе применение в изменившейся реальности.