Российские компании научились обходить санкции, связанные с запретом на поставку в страну высокотехнологичного оборудования, в первую очередь станков. Речь об этом шла в Ростове в «Точке кипения» на встрече, посвящённой вопросам импортозамещения в сфере электроники и микроэлектроники. По словам участников, импорт оборудования стал немного дороже, но никаких проблем с тем, чтобы что-то ввезти, нет. А вот с расходными материалами ситуация другая.
Как рассказал гендиректор ООО «Росинтех» Виталий Щебет, изначально проблемы были и со станками, которые в Россию ввезли ещё до санкций. В пример он привёл «Роствертол» и ещё одно оборонное предприятие из Екатеринбурга. Они закупили в лизинг японские высокоточные (и, очевидно, очень дорогие) станки. Каждый из них предполагает подключение к интернету и имеет функцию геолокации.
— И из-за этого они лишились линии из двадцати станков, — говорит Щебет. — Им в один прекрасный день, в апреле, через интернет отключили все станки. Причём уже наполовину оплаченные.
Впрочем, продолжал Щебет, уже в августе станки снова заработали. В них установили новые системы ЧПУ.
— Но понятно, что система ЧПУ тоже не из России взялась, — уточнил он.
Учредитель ООО «Бештау» (строит в Ростове завод по производству ноутбуков) Олег Осипов подтвердил, что проблема геопозиционирования в закупаемых Россией станках известна.
— Нас, например, сами производители оборудования попросили отключить их станки от сети, — рассказал он.
При этом, заявляет он, никаких проблем с завозом оборудования в страну сейчас нет. Во-первых, импортировать «в серую» помогает само государство.
— Что сделало наше правительство? Подаешь в электронном виде документы в Минпромторг РФ {на ввоз оборудования. — Dоnnews.ru}, там их переносят на бумажный носитель и кладут в папку. Федеральная таможенная служба всё видит, но в электронную систему это не попадает. И всё, санкций нет, — рассказал Осипов.
Во-вторых, многие российские компании, которым нужно завозить оборудование, уже давно зарегистрировали свои «дочки» в Казахстане, чтобы экспортировать сначала в эту страну, а уже из неё в Россию.
— Ничто не помешало нам недавно привезти оборудование, произведённое 22 мая этого года, — продолжал учредитель «Бештау». — Оно ровно шесть месяцев простояло в стране покупателя, у дистрибьютора. После шести месяцев оно считается б/у и не подпадает под ограничения по импорту или экспорту. Да, логистика длиннее, на 5-7% выходит дороже. Но проблем привезти в Россию оборудование нет.
Однако, говорит Осипов, станки — это далеко не всё. Чтобы производить на них «отечественную» электронику и микроэлектронику, нужны расходные материалы, которых в России также нет. Их срок жизни гораздо короче, чем у станков — всего два-три месяца. Так что по описанной выше схеме их уже в обход санкций не привезти.