Западные санкции, введённые из-за проведения спецоперации в Украине, приведут к глобальным переменам в логистике водного транспорта в Ростовской области, заявил на круглом столе, организованном ИД «Коммерсант-Юг», руководитель комитета по развитию транспортно-логистического комплекса ТПП Ростовской области, бывший министр экономики региона Владимир Бартеньев.
По его словам, последствия санкций будут однозначно негативными, однако пока масштаб проблемы оценить трудно.
— Как говорят наши ведущие экономисты, в том числе глава ЦБ РФ Набиуллина, мы это всё увидим в третьем квартале, — рассказал Бартеньев. — Но уже сейчас часть портов, которые были нашими ключевыми партнёрами в Азово-Черноморском бассейне, для нас закрыты. Это Болгария, Румыния и страны Средиземноморья. В том числе, кстати, Италия, в которую у нас шёл большой объём грузов. Всё закрыто.
Поэтому, продолжает эксперт, для водного транспорта, который для Ростовской области играет ключевую роль, требуется выстраивание новых логистических маршрутов. И завязаны они будут прежде всего на Турцию, а также транспортные хабы стран Аравийского полуострова (ОАЭ и другие).
При этом порты для российских судов закрылись не только на юге, но и на северо-западе. И, по словам Бартеньева, оттуда ожидается достаточно крупный приток судов в Азово-Черноморский бассейн.
— Это станет серьёзным дополнительным конкурентным фактором для нашего флота. Многие суда с северо-запада ходят под иностранными флагами, и было бы целесообразно проработать какие-то преференции для судов, ходящих под российским флагом, — рассказал Бартеньев.
Для компаний, пользующихся услугами водного грузового транспорта, это будет даже плюсом. С одной стороны, увеличится число судов, с другой — уменьшится объём предложения на рынке грузоперевозок, так как число портов, работающих с Россией, сильно снизилось.
— Я думаю, что это всё приведёт к снижению стоимости фрахта, — говорит Бартеньев.
Сложно придётся и портовикам. Они делятся (условно) на два типа. Первые обслуживают порты Юга России, и для них ситуация сильно не поменяется. Речь идёт в основном о перевозке продуктов питания, а «люди как кушали, так и будут кушать». А вот те, кто обслуживал транзитные потоки, вынуждены будут искать некие альтернативные для себя сферы или уйти с рынка.
— Второе больше касается портов Краснодарского края. Тот же Новороссийск был серьёзным хабом, который обслуживал не только Юг России, но и весь коридор Север-Юг. Сейчас объёмы перевалки сильно упадут со всеми вытекающими последствиями, — рассказал Бартеньев.
Ростовской области это коснётся в меньше степени, так как здесь специализируются на перевалке продуктов питания, а именно зерновых. По мнению Бартеньева, это позволит хотя бы портам региона выйти из текущей ситуации с минимальными потерями.