В годы Великой Отечественной войны армия Германии захватывала Ростов дважды. В оккупации город был с 20 по 28 ноября 1941 года и с 24 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года. Второе освобождение от немецко-фашистских захватчиков стало окончательным, и день этот — памятная дата для ростовчан.
Donnews.ru рассказывает о людях, которые сражались за свой город, свою Родину, а также о том, как развивались события в феврале 1943 года, когда Ростов снова стал свободным.
Последнее угощение для врага: Истории Варвары Хреновой
Не все герои сражались на фронте с оружием в руках, не все получили за это медали и ордена. Ростовчанка Варвара Ивановна Хренова совершила подвиг, о котором, увы знают немногие.
Варваре Хреновой было около 45 лет, она была одинока: её муж пропал незадолго до войны, сын ушёл на фронт и тоже пропал без вести. На улице Профсоюзной, где Варвара Ивановна жила в ноябре 1941 года, её называли Хренихой.
За три шесть дней до описываемых событий, немцы впервые захватили в Ростов. Некоторые из них расселились прямо в домах горожан. Пять молодых водителей артиллерийских тягачей из 160-го артиллерийского полка 60-й моторизованной дивизии захватили дом Варвары Ивановны.
Правда, вольготно они себя чувствовали совсем не долго. Через три дня стало ясно, что им грозит окружение. С севера и востока наступали войска Южного фронта, с юга, через Дон, из Батайска, наносила удары 56-я армия. Немцам нужно было уносить ноги.
Варвара Ивановна не слишком жаловала своих временных постояльцев, да и характер был у неё бойкий, казачий... Когда немцы собирались в путь и притащили поросёнка, украденного на соседнем подворье, и муку, взятую из соседнего магазина, Варвара Ивановна решила сделать им прощальный подарок. Она приготовила фарш, замесила тесто и нажарила целое ведро свежих мясных пирожков. Но пирожки были «с сюрпризом»: фарш женщина щедро приправила крысиным ядом.
Немцы просто так принять угощение побоялись — они заставили бедную женщину сначала самой попробовать пирожки. Перекрестившись, Варвара Ивановна на глазах оккупантов, не дрогнув и даже причмокивая от удовольствия, съела первый пирожок, второй... Немцы посмотрели на её довольное лицо, сказали «гут-гут-гут», схватили ведро, вышли на улицу, завели свои тягачи и потащили тяжёлые 105-миллиметровые гаубицы вниз по Профсоюзной в сторону зоопарка. Тяжёлая артиллерия тогда представляла собой большую ценность. С тех высот, где теперь ростовчане видят телевышку (тогда это был частный сектор и на Профсоюзной улице стояла батарея), немцы обстреливали войска Красной армии под Батайском.
Постояльцы Хренихи ушли вечером 27 ноября. На следующий день город штурмовали советские войска, а 29 ноября в 16:00 Ростов был освобождён. Когда бойцы полка народного ополчения вместе с чекистами 230-го полка конвойных войск НКВД, проводя зачистку западных кварталов города, вышли в район Каменки (туда, где теперь Военвед), они обнаружили на Зоологической колонну из артиллерийских тягачей с гаубицами, а в кабинах — мёртвых водителей. Все они съели пирожки Варвары Ивановны. Это и было её последнее угощение, последний привет из Ростова.
Сама Варвара Ивановна, как только немцы уехали, побежала к соседке, схватила ведро воды и стала жадно пить — при отравлении крысиным ядом возникает резкое обезвоживание организма. Соседка удивлённо спросила: «Варя, что случилось?». «Помираю я, — ответила Варвара Ивановна. — Я отравила немцам пирожки, а они заставили меня их съесть», — и потеряла сознание. Через некоторое время она скончалась...
12-летний диверсант: подвиг Володи Щербакова
Одна из улиц 2-го посёлка Орджоникидзе названа в честь Щербакова. Не все знают, кем был этот самый Щербаков. А был он 12-летним мальчишкой Володей, который волею сиротской судьбы попал в партизаны и совершил подвиг.
Летом 1942 года немцы бомбили исторический центр Ростова и промышленные предприятия. Родители Володи работали на заводе «Ростсельмаш», где в военные годы ремонтировали бронетехнику. Снаряд попал в цех и отец с матерью погибли.
Мальчика отправили в детский дом. Во время летней эвакуации в 1942 году солдаты ростовского гарнизона сделали всё, чтобы через разбомблённый, горящий Батайск вытащить эшелоны с детьми как можно дальше на юг. В той гигантской пробке на Сальско-Тихорецкой ветке, когда поезда ходили впритык друг к другу, с интервалом 20-30 метров, ни на минуту не прекращались немецкие налёты.
В конце июля разбомблённый эшелон, в котором ехал Володя, был оставлен в районе посёлка Целина. Уцелевшие воспитатели и дети вернулись обратно в Ростов: деваться им было некуда. В Ростове Володя Щербаков снова оказался в детдоме, но приходил туда только ночевать. Выживать было нелегко — практически все детдомовцы 10-13 лет занимались воровством со складов, которые остались в городе, и из немецких машин, которые подвозили продовольствие. Во время одной такой дерзкой вылазки осенью 1942-го Володя столкнулся с членами городского партизанского отряда имени Сталина, которыми руководил кадровый чекист, разведчик, лейтенант госбезопасности Михаил Михайлович Трифонов.
Партизаны приняли Володю в свои ряды, а Михаил Михайлович заменил ему семью, обещал, что после войны усыновит. Мальчишка действительно относился к нему как к отцу.
Володя стал самым юным разведчиком партизанского отряда. Он участвовал в боевых действиях при освобождении города в районе разъезда Западный 13 февраля 1943 года: в течение суток партизанский отряд вёл бой и уничтожил десятки немецких машин, сорвав эвакуацию фашистов из Ростова.
В числе наиболее отличившихся и подготовленных партизан-диверсантов Володю определили в разведывательную школу, которая после освобождения Ростова весной 1943 года располагалась в уцелевших корпусах Ростовского артиллерийского училища (сейчас это здание школы-интерната номер 10). Володя Щербаков прошёл трёхмесячные курсы минирования и разминирования, парашютную подготовку, овладел всеми видами оружия. И вот 31 мая 1943 года 17 партизан — полностью экипированных, в гражданской одежде и с немецкими документами — были сброшены самолётом недалеко от посёлка Покровский, километрах в тридцати от города Чистякова.
Штурман совершил ошибку — диверсантов сбросили не в лесной массив, а фактически над посёлком, прямо на головы немецких войск и полицаев. Десант был обнаружен и окружён. Уцелевшие легли пятками друг к другу и держали круговую оборону. Пока были боеприпасы — отстреливались. Трифонов всё время просил Володю: «Отползи к немцам, белый платок показывай, сдавайся, скажи, что ты местный, попал под раздачу, ты мальчишка, тебя не тронут...» Но в горячке боя Трифонов не мог видеть, что мальчишке перебило обе ноги автоматной очередью, что он придавлен мешком взрывчатки...
У десантников есть правило: если группа совершает компактную выброску, нужно, чтобы у всех был равный вес, чтобы все приземлились одновременно и могли с ходу вести боевые действия. А поскольку Володя по весу был намного меньше, чем взрослые, у него отобрали автомат и повесили мешок взрывчатки весом в 50 килограммов. А потом внесли в самолёт на руках: сам Володя не мог передвигаться с таким грузом. С этим же мешком его и выбросили из самолёта. И вот, придавленный мешком, без автомата, с перебитыми ногами он ждал конца.
Последнюю пулю Трифонов пустил себе в висок, не желая сдаваться в плен. Немцы обыскали погибших партизан. Тяжело раненная девушка-радистка была ещё жива, немцы даже успели её один раз допросить. Она сообщила, что прилетела уничтожить их, но не выдала ни коды, ни шифры. Вскоре она скончалась в госпитале в Покровске.
Когда немцы подошли к мешку взрывчатки и отодвинули его, то увидели Володю Щербакова... Загалдели: «Киндер партизан! Киндер партизан!». Они впервые видели ребёнка-диверсанта, 12-летнего мальчишку, и захотели сфотографироваться. Подошли офицеры, шесть или семь человек, достали фотоаппарат, столпились вокруг. И тогда Володя вытащил из кармана лимонку и, дёрнув кольцо, сунул руку под мешок со взрывчаткой...
После освобождения посёлка Покровского и города Чистякова были получены данные, что Володя вместе с собой подорвал от 150 до 170 фашистов.
Юный партизан и разведчик-диверсант был посмертно представлен к званию Герою Советского Союза, но вместо этого Володю посмертно наградили медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
Условный сигнал — «Привет героям!»: последнее Освобождение Ростова
Для армии Германии Ростов был важным стратегическим узлом — дорогой на Кавказ, откуда рукой подать до Баку и важного ресурса — нефти.
Несмотря на проблемы со снабжением из-за отставших обозов с припасами, соединениям 28-й советской армии удалось совершить быстрый 600-километровый переход по занесённым снегом степям и с боем занять железнодорожную станцию Батайск.
Это была важная победа, но немцы знали: далее последует наступление на Ростов. Поэтому готовились: минировали скованный льдом Дон, а у занятого ими берега взрывали его, чтобы затруднить продвижение красноармейцев. Мосты через реку также были подорваны, а в городе были созданы укрепления для ведения пулемётного и артиллерийского огня.
В ночь на 8 февраля бойцы Южного фронта начали атаку, условным сигналом была выбрана фраза «Привет героям!». По первоначальному плану входить в город собирались в районе железнодорожного моста, но разведка сообщила о большом сосредоточении там вражеских сил. Было решено уйти ниже по реке.
С помощью дымовой завесы и артиллерийской поддержки трём батальонам 159-й бригады удалось по льду перейти Дон. Далось это большой кровью — прорвались лишь 800 бойцов.
В этом же переходе погибли два командира, в живых остался лишь старший лейтенант Гуксас Мадоян. Он и взял на себя командование выжившими.
Днём 8 февраля бойцам Мадояна удалось занять железнодорожный вокзал и захватить паровозы, вагоны, а также боеприпасы и продовольствие. Командование немцев принимает решение брать здание вокзала штурмом.
Тем временем к городу с запада подошли бойцы противотанковой батареи 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса под командованием Дмитрия Пескова. Вместо положенных четырёх артиллерийских орудий у них было лишь две 45-миллиметровые противотанковые пушки, которые они сумели переправить по льду через Мёртвый Донец. Переправившись, они заняли плацдарм на западной окраине Ростова.
Увидев, что им отрезают путь к отступлению, немцы направили туда танковую колонну. В результате, из всей батареи уцелело лишь четыре человека, включая Пескова...
Жестокий бой за железнодорожный вокзал длился шесть суток. Немцы провели более 46 атак, в том числе танковых и артиллерийских. 11 февраля подключилась и авиация. В здании вокзала начался пожар, и отряд Мадояна отступил к находившемуся рядом паровозостроительному заводу.
Несмотря на численное превосходство врага, красноармейцам удалось не только продержаться, но и 13 февраля вновь занять вокзал, теперь уже окончательно.
Пока немцы пытались отбить железнодорожный узел, в город вошли 5-я ударная, 2-я гвардейская и 51-я общевойсковая армии. Под угрозой окружения немецко-фашистские захватчики стали спешно покидать город.
Произошло это в ночь с 13 на 14 февраля. А уже к14:00 14 февраля 1943 года Ростов был полностью освобождён. На этот раз навсегда.
Гуксас Мадоян получил звание Героя Советского Союза. За свой подвиг он также был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» США — такое решение принял президент Америки Франклин Рузвельт.