Скрябин намерен возродить комбинаты благоустройства в Ростове, но есть нюансы

Разбираем, что не так с планом по очистке Ростова от грязи

Мужчина убирает улицу, фото donnews.ru
Мужчина убирает улицу, фото donnews.ru

Вступая в должность нового главы Ростова, ожидаемо и единогласно избранный депутатами гордумы Александр Скрябин обнародовал свою программу улучшения жизни города. Чуть ли не главным пунктом он провозгласил борьбу за чистоту улиц и возрождение комбинатов благоустройства. Но предложенный план пока вызывает ряд очень важных вопросов. Что не так с планом Скрябина, разбирался журналист donnews.ru.

Как городские власти решали проблему раньше и куда делись комбинаты благоустройства?

До 2020 года город заключал годовые контракты на уборку и содержание улиц. Причём каждый район делал это отдельно. При Виталии Кушнарёве впервые попробовали заключить единый контракт стоимостью почти миллиард рублей. Без нареканий со стороны надзорных органов не обошлось, однако в итоге закупка была проведена.

Логвиненко ввёл практику заключения трёхлетнего контракта на уборку и содержание улиц Ростова. И комбинаты благоустройства вытеснил единый подрядчик. Некоторые МУПы смогли адаптироваться и стали субподрядчиками, другим пришлось закрыться.

Первый единый контракт на уборку и содержание города был заключён в 2019 году с аксайской компанией «М-Стандарт-Юг». Тогда это обернулось скандалом. Отделение ОНФ в Ростовской области подало жалобу на проведение конкурса в региональное УФАС. По версии активистов, компания, получив контракт, забрала себе 100 млн рублей, а на остальные деньги заключила договоры субподряда с городскими комбинатами благоустройства, которые в итоге и исполнили контракт. По жалобе ОНФ было возбуждено антимонопольное дело. Однако закончилось это ничем — единый контракт так и остался за «М-Стандарт-Юг».

В 2020 году Логвиненко хвастался, что благодаря трёхлетнему контракту Ростов впервые не потратил бюджетных денег на покупку новой техники для содержания улиц зимой. По его словам, ежегодно город тратил на обновление парка 200-250 млн рублей, но отныне это — забота нового подрядчика. Также он заявил, что комбинаты благоустройства должны «слазить с бюджетной иглы» и учиться зарабатывать самостоятельно.

Несмотря на возникающие вопросы, «М-Стандарт-Юг» получила аналогичный контракт на 2023-2025 годы. В 2024 году гендиректор компании Иван Гуляренко стал фигурантом уголовного дела, его признали виновным в обналичивании более 4 млн рублей бюджетных денег и осудили.

Как предлагает спасать Ростов от грязи новый глава?

Справедливо заметив, что в городе грязно (хорошо хоть тут мнение нового главы совпадает с мнением горожан), Скрябин обозначил ряд мер, которые он намерен принять, чтобы в городе стало чисто.

Он планирует воссоздать комбинаты благоустройства, отказавшись от заключения контрактов на содержание города с частными подрядчиками. Далее, судя по словам Скрябина, основная проблема — это неубранные придомовые территории, поэтому нужно, чтобы ТСЖ и управляющие компании «отдавали те деньги, которые собирают с жителей на дворников» этим самым муниципальным предприятиям. Тогда, по мнению Скрябина, любой житель сможет требовать с городских властей чистоту.

Второй вариант, предложенный Скрябиным, — доплачивать управляющим организациям из бюджета Ростова за уборку. Дескать, это даст властям право спрашивать с них за чистоту.

Оба этих варианта глава администрации Ростова намерен опробовать в двух пилотных районах города. Каких именно, он не уточнил.

Что не так с планом Скрябина?

Из речи нового главы Ростова не совсем понятно, как все его идеи будут воплощаться в жизнь юридически. Возникает очень много вопросов.

Как отметил управляющий партнёр адвокатского бюро «Михайленко и партнёры» Олег Михайленко, не совсем понятно, причём тут УК и ТСЖ.

— УК и ТСЖ убирают лишь придомовую территорию МКД (многоквартирных домов). Это происходит потому, что в городе действуют Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утверждённые решением городской думы № 398 от 24.10.2017. По этим правилам собственники земельных участков и зданий обязаны убирать прилегающую территорию. Поэтому собственники жилых и нежилых помещений в МКД обязаны организовать уборку прилегающей территории. Для этого они и утверждают внутренние тарифы на уборку, собирают с собственников жилых помещений деньги и убирают или не убирают. Это дело ТСЖ и УК, и их же привлекают к административной ответственности, если уборка не проводится. Отбирать эти деньги у УК и ТСЖ, создав муниципальную службу, — сомнительно, это попахивает нарушением антимонопольного законодательства. Дворники УК и ТСЖ не должны убирать сам город. А собственники не должны содержать коммунальные службы, — подчеркнул Олег Михайленко.

Экоактивист, председатель ТОС и член административной комиссии Первомайского района Владимир Гиро уверен, что создание комбинатов благоустройства с собственной техникой — это практичное и хозяйственное решение, но не в том виде, который предлагает Скрябин.

— Если УК и ТСЖ должны будут содержать такие комбинаты, значит, что УК и ТСЖ переложат эти расходы на жителей, и в разы увеличится коммуналка. Жители такое не поддержат. Жителям больших домов, может, это и выгодно, но у малоэтажных плата увеличится в разы. А так как тариф ограничен, то УК или сами жители, скорее всего, разорвут отношения, а значит, у дома вообще не будет никакого дворника. Так что это решение, скорее всего, приведёт к прямо противоположному эффекту в малоэтажных кварталах, где самая сложная ситуация с мусором. Далее — вопрос ответственности. Как УК и ТСЖ могут отвечать за несвоевременную уборку или график работ, если сотрудники не их и они на них повлиять не могут? Деньги получают одни, а штрафы — другие?

Ещё более непонятен второй вариант, когда Скрябин предлагает доплачивать ТСЖ и УК за уборку территорий. Каким образом это будет оформлено юридически? Напомним, территория домов — частная, а значит, выделение на её благоустройство бюджетных средств незаконно.

Сама идея возрождения комбинатов благоустройства полезна. Как и говорит Скрябин, это позволит властям вернуть контроль над чистотой улиц. Кроме того, городу всё-таки нужен свой парк техники и инвентаря, чтобы не оформлять заявку подрядчику по каждому незначительному поводу, когда необходима уборка. Только вот оплачивать всё это должен бюджет, который и так формируется за счёт налогов, которые платят горожане. Заставлять их платить дополнительно за навязанные услуги вряд ли законно.

В каждом ТСЖ и УК есть специальное место, где хранится необходимый инвентарь для уборки. Как будет решать этот вопрос муниципальная служба? Возможно, по примеру нынешнего подрядчика, занимающегося уборкой улиц: по городу ездит «Газель» с инвентарём и сотрудниками, которые прибывают на место и быстро убирают. Но, судя по «чистоте» улиц, такой подход неэффективен.

Кроме того, дворники, которые постоянно работают на одном месте или даже во дворе своего дома, знакомы с жителями, ощущают перед ними некую ответственность, а также хорошо знают свою территорию и более бережно относятся, например, к палисадникам, созданным жителями. Ожидать персонализированного подхода от случайного, постоянно меняющегося сотрудника не приходится.

А куда подевались дворники?

Однако проблема нехватки дворников действительно существует, отчего, конечно, может страдать качество уборки. Виной тому, во-первых, весьма скромные зарплаты. По данным сервиса HH.ru, медианная зарплата дворников за последние полгода в регионе составила 35 тысяч рублей. Количество резюме на вакансию при норме от 4 до 8 в Ростове по состоянию на 23 февраля составило 0,6 резюме на вакансию. То есть очевиден явный кадровый голод — нет даже одного резюме на вакансию. Дворники стабильно попадают в топ-20 самых дефицитных профессий в Ростовской области и в целом по России.

При этом ряд управляющих компаний города, чтобы как-то решить кадровую проблему, готовы платить зарплату и 60 тысяч рублей. Если ТСЖ и УК как-то сумеют обязать заключать договоры с новой муниципальной структурой, готова ли она предложить достойные зарплаты?

Во-вторых, существует проблема «мёртвых душ». Как рассказал donnews.ru собеседник, знакомый с ситуацией, недобросовестные УК оформляют в штат несуществующих работников. Жители платят, а вместо дворников кто-то получает зарплату. В таких УК «дворники» появляются раз в неделю или раз в месяц для фотоотчёта.

Кстати, дворников не хватает не только для уборки придомовых территорий. Как говорил сам Скрябин, на уборку улиц Ростова выходят всего лишь 30% сотрудников от запланированного числа.

Что же в итоге? Получается, что Скрябин хочет и комбинаты возродить, и заставить жителей за это приплачивать. Но как власти Ростова собираются оформить всё это юридически и заставить ТСЖ и УК отказаться от своих сотрудников в пользу услуг муниципальных предприятий, не совсем понятно. Тем более непонятно, как планируется тратить бюджетные деньги на уборку территорий, которые являются собственностью жителей МКД. Также непонятно, как собирается глава Ростова проводить в двух районах пилотный проект по внедрению своих инициатив, не имея на это ни материальной, ни законодательной базы...

Возможно, городским властям стоит сначала навести порядок хотя бы на муниципальных территориях, а потом уже пытаться замахиваться на территории, которые им юридически не принадлежат? Может, стоит своим примером показать налаженную систему уборки, а уже потом предлагать это решение жителям и пытаться диктовать им какие-то условия и навязывать услуги?

Алина Ключко

Поделиться: