Бензин на автозаправках Ростовской области всего за неделю подорожал до 57 рублей 54 копеек за литр, говорится в материалах Росстата. Однако это, как говорится, «средняя температура по больнице». На отдельные марки бензина цена перевалила уже за 67 рублей за литр.
По данным Росстата, к 3 сентября литр АИ-92 в Ростовской области в среднем стоил уже почти 53 рубля. Неделей ранее — 52,3 рубля. За литр АИ-95 на АЗС региона просят в среднем уже 58 рублей 59 копеек, за 7 дней рост составил 58 копеек. АИ-98 и выше в Ростовской области продают в среднем по 67 рублей 5 копеек. Неделей ранее — 66 рублей 70 копеек.
Рекордсмен, как и прежде, — дизельное топливо. За период с 28 августа по 3 сентября оно подорожало почти на рубль — до 61,91 рубля за литр.
Основное объяснение подорожания топлива (а происходит оно по всей стране) прежнее — плановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. Однако теперь, по мнению экспертов, добавилась и ещё одна причина — вступление в силу нового правила начисленных компенсаций по демпферному механизму. Если проще, то с 1 сентября госсубсидии, предназначенные нефтяным компаниям, были сокращены вдвое. Минфин РФ объяснял такое решение «изменившимися обстоятельствами». Предполагается, что бюджет таким образом сможет экономить от 30 до 50 млрд рублей в месяц.
При этом, по информации «Коммерсанта», в правительстве уже подумывают о том, чтобы вернуться к полным выплатам по демпферу. Кроме того, Минэнерго РФ внесло на рассмотрение Госдумы проект указа о запрете «серого» экспорта топлива. Если он будет принят, то право продавать зарубеж топливо останется только у нефтеперерабатывающих заводов.
Как пояснял «Интерфаксу» первый замминистра Минэнерго РФ Павел Сорокин, причиной роста внутренних цен и дефицита в ряде регионов якобы стало то, что мелкие трейдеры и нефтебазы скупают топливо по внутрироссийским ценам на бирже, а потом везут его на экспорт, зарабатывая на разнице цен.