В Азовском море в последние десять лет происходят кардинальные экосистемные перестройки, которые вызваны глобальными климатическими изменениями, говорит заместитель руководителя АзНИИРХ Владимир Белоусов. И это напрямую сказывается на рыбохозяйственном комплексе Ростовской области, так как одни виды рыб постепенно исчезают, а им на смену приходят другие. Кроме того, на ситуацию влияет и то, что Азовское море с некоторых пор стало для России по сути внутренним. Что привело к возвращению некоторых видов, которые ещё недавно считались едва ли не исчезнувшими.
Азовское море теплеет и солонеет
По словам Белоусова, из-за снижения пресного стока из Дона солёность Азовского моря достаточно сильно выросла за последние 10 лет.
— По данным нашим экспедиций, сейчас большая часть его акватории имеет солёность свыше 15 промилле, в то время как при нормальной водности это было 9-11 промилле. Для большинства традиционных видов рыб, которые обитали в Азовском море, критическим является уровень 13 промилле, — рассказал учёный.
Кроме того, в водоёме в последние 20 лет наблюдается увеличение средней температуры воды. Она растёт примерно на 0,07 градуса в год.
— Как результат — за последние 10 лет переход через порог в +5 градусов весной происходит примерно на 10 дней раньше. Более того, температура воды выше +24 градусов в Азовском море держится дольше, чем это было 7-10 лет назад, — говорит Белоусов.
Оба этих изменения привели к сокращению зон с благоприятными условиями нагула для полупроходных рыб. К ним относятся представители видов, которые набирают свой вес в речных устьях и акваториях моря, в которые попадает пресная речная вода. Чистую соль морской воды они переносят очень плохо. В нерестовый период полупроходные виды уходят в верховья рек, после чего снова спускаются в привычные районы обитания.
Судака и тарани в Ростовской области ловят всё меньше
Привычные для Ростовской области полупроходные виды — это судак, тарань, лещ. И первый вид сейчас находится в наиболее сложной ситуации. Текущие запасы судака в Азовском море оцениваются в 300-400 тонн. Тогда как ещё в начале этого века только Ростовская область добывала больше 800 тонн этой рыбы в год. Соответственно, сейчас вылов судака в Азовском море и в Дону запрещён. Его добыча разрешена только во внутренних пресноводных водоёмах региона, а также в Весёловском и Цимлянском водохранилищах.
Единственный вид полупроходных рыб, биомасса которого растёт в Азовском море и устье Дона в Ростовской области, — это лещ. Со среднегодового уровня в 500-650 тонн она выросла до 1000 тонн.
— Однако это обманчивое благополучие, — говорит Владимир Белоусов. — Этот рост обеспечен постепенным увеличением биомассы поколения леща, которое мы получили в Ростовской области в 2018 году, когда был небольшой паводок. Он позволил лещу нормально размножиться. Постепенное изъятие этого поколения приведёт к снижению запаса этого вида к среднегодовому, характерному для маловодных периодов.
В Азовское море вернулись пиленгас и камбала
Из-за роста солёности Азовского моря страдает и бычок. В 2017 году, на пике, его запасы оценивались в 115 тысяч тонн, сейчас — 11,5 тысячи тонн. Запас тюльки упал до 100 тысяч тонн, то есть в 2,5-3 раза.
С другой стороны, увеличение солёности создаёт более благоприятные условия для других видов — в первую очередь черноморских, которые теперь всё чаще заходят на нагул и размножение в Азовское море. В частности, это барабуля и кефаль. Их текущие запасы оцениваются в 9 и 3 тысячи тонн соответственно. Кроме того, с каждым годом в Азовском море всё больше добывают таких черноморских мигрантов, как моллюск рапана, креветка и саргана.
Особняком стоит пиленгас. Не так давно его численность в Азовском море упала до такого уровня, что промысел был остановлен. Однако рост солёности привёл к восстановлению популяции. За 7 лет биомасса пиленгаса в Азовском море выросла в 12 раз и составляет уже 14 тысяч тонн. Ежегодный разрешённый объём вылова — 2,8 тысячи тонн.
— Пиленгас вновь становится одним из основных объектов промысла в Азовском море, — говорит Владимир Белоусов. — По биомассе его доля в уловах сейчас составляет около 10%, по валовой стоимости всех водных биоресурсов Азовского моря — 18%.
Восстанавливается и численность такого вида, как камбала-калкан. Из-за роста солёности воды в Азовском море у этой рыбы стало больше площадей для размножения.
— Кроме того, после 2014 года, когда большая часть акватории Азовского моря вошла в юрисдикцию России, выросла эффективность рыбоохранных мероприятий. Как следствие — за 7 лет биомасса калкана выросла в 31 раз. Сейчас в Азовском море запасы этого вида составляют 2,9 тысячи тонн, к вылову разрешено 580 тонн. Это сопоставимо с показателями калкана в Чёрном море, — рассказал Белоусов.
Прекращение бесконтрольного вылова со стороны Украины привело и к росту численности в Азовском море русского осётра. Всего 10 лет назад учёные пытались обнаружить хотя бы одну особь, но не смогли. Сейчас же его запас в Азовском море оценивается почти в тысячу тонн. Хотя в данном случае немалую роль сыграло и искусственное воспроизведение. В 2011 году каждый год в Ростовской области выпускали около 1,9 млн штук малька русского осетра, сейчас это 4-4,5 млн, а в отдельные годы — 8-9 млн штук.
Объёмы добычи рыбы в Азовском море сохранятся
По словам Белоусова, все последние годы, несмотря на описанные изменения, уровень добычи остаётся в пределах 13-15 тысяч тонн. То есть рыбакам есть что ловить, просто происходит замещение видового состава.
И каких-либо оснований для того, чтобы этот процесс повернулся вспять, пока нет. Наоборот, говорят учёные, есть большая вероятность, что в Азовское море облюбуют и другие новые виды рыб, которые в основном встречаются в Чёрном или даже Средиземном море.