В последнее время на Нижнем Дону — от Старочеркасской до Кочетовского гидроузла — появились новые широкие пляжи с чистым песком. Как рассказал старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат географических наук Олег Хорошев, это ненамеренный результат деятельности человека.
Учёный пояснил, что широкие пляжи с чистым песком образуются из-за регулярных дноуглубительных работ на участке Нижнего Дона.
«Для обеспечения судоходства по мелеющему Дону приходится регулярно углублять речное русло, а извлечённые земснарядом донные отложения, состоящие преимущественно из песка, складировать в урез воды на прилегающих берегах. Иногда объём поднятых со дна отложений настолько велик, что на речном берегу вырастают многометровые песчаные валы, напоминающие дюны восточных пустынь», — говорит Хорошев.
К своим выводам учёный пришёл по итогам недавней экспедиции ЮНЦ РАН на научно-исследовательском судне «Профессор Панов». Одной из её целей как раз была фиксация современного состояния береговых ландшафтов.
«По итогам экспедиции можно отметить, что Нижний Дон — это царство великолепных пляжей. Крутые эрозионные берега сменяются широкими пляжами с белоснежным кварцевым песком», — поделился впечатлениями Хорошев.
В ЮНЦ РАН отметили, что самые красивые и широкие пляжи были обнаружены в районе станиц Багаевской, Мелиховской и Раздорской и Семикаракорска. Пляжи разного размера украшают и многочисленные донские острова.
Новые пляжи в Ростовской области появились из-за игнорирования Водного кодекса
Что интересно, эти «великолепные пляжи» являются своего рода уликой, так как хранить и складировать грунты, извлечённые во время дноуглубительных работ, в приурезовой зоне нельзя. По закону извлечённый грунт является отходом 5-го класса (если не идёт на дальнейшее использование, и при условии, что не содержит вредных веществ). Хранить его можно лишь 11 месяцев, после чего место его складирования официально становится полигоном ТБО.
Вопрос куда девать грунт после дноуглубления Дона, уже не первый год является причиной конфликта между ростовскими филиалами «Росморпорта» и «Росрыболовства». Первый хочет сваливать грунт обратно в Дон, рядом с тем местом, где идут дноуглубительные работы, а второй это запрещает, указывая, что это нанесёт большой ущерб рыбному хозяйству.
«В соответствии с требованиями Росрыболовства, — рассказывал в прошлом году руководитель Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Вахрушев, — мы должны весь грунт, разработанный в Дону, везти на морские подводные отвалы в Таганрогский залив, находящиеся на расстоянии от 49 до 120 км от места дноуглубительных работ. Это снижает производительность дноуглубительного флота, что ведёт к удорожанию ремонтных дноуглубительных работ в акваториях морских портов Азов и Ростов».
Тогда же Вахрушев сетовал, что этот вопрос много раз поднимался на разных уровнях, но решён так и не был. Впрочем, судя по обилию на Нижнем Дону новых «великолепных пляжей», далеко не весь полученный в результате дноуглубления песок отправляется на подводные отвалы в Таганрогский залив.